Как сделать деревянный стеллаж в гараж
Как сделать полки и стеллажи в гараже
Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).
Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой
Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).
Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры
И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.
В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.
Конструкции и размеры
Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.
Стеллажи в гараж можно сделать по этому чертежу (размеры указаны примерные)
Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.
Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.
Из чего делают
Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.
Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.
Один из вариантов компоновки
Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.
Из дерева
Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.
Как соединять бруски
При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.
Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.
Деревянный стеллаж для гаража
Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:
- досок толщиной не менее 21 мм;
- влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;
- ламинированного ДСП;
- ОСП.
Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.
Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами
Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.
Металлические
Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.
Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого
Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:
- Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
- Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
- Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».
Присмотритесь внимательно, как расположены уголки
Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.
Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.
Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.
Особенности сборки металлических стеллажей
Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.
Как вырезать уголки для ровного соединения
Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).
Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.
Способы болтового соединения профильных труб
Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.
Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.
Краб-системы для профильных труб
Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.
Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.
Компоновка, схемы, чертежи, идеи
В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.
Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.
Стеллажи для гаража с верстаком удобны
Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.
Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.
Удобно))
Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:
- На доски, лист ДСП, фанеры, набить гвоздей под каждый инструмент. Чтобы не путаться куда что повесить — обвести инструмент на месте и закрасить каким-то цветом.
Все в порядке и на своем месте
Для более тяжелого оборудования — больших ключей и т.д. можно использовать сетку, на которую наварить из поволоки крючки. Сетку прибить на стену.
Вариант для более тяжелых и громоздких инструментов
Сделать планку с прорезанными в ней отверстиями, в которые опускаются инструменты.
Этот стенд для инструмента сделать своими руками совсем несложно
И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.
Можно легко откатить куда требуется
Ну, и для вдохновения…чтобы вообще все инструменты были на месте))
Полный порядок))
Стеллаж в гараж. Своими руками. Эконом вариант
Стеллаж в гараж. Своими руками. Эконом вариант. Приветствую всех! В DASовском БЖ. Немного не в тему, но и добрецо как то хранить нужно.
Сегодня, мои друзья, я расскажу, как за два дня сделать стеллаж в гараже из профилей и плит ОСБ. Почему эконом вариант? Все просто! Я пошел обратным путем. Сначала купил плиты ОСБ, потом подогнал к размерам стеллажа. Стартуем!
Заехал в «Эпицентр» и нашел плиты ОСБ со скидкой. Толщина 6 мм, Размер 2500х1250. Два листа вместе с распилом мне обошлась в 1200 руб. Пилили 1250х500. Получилось 10 листов.
Так как доделывал стеллаж с другой стороны гаража, на эту сторону осталось 8 листов.
На стене чертим размеры стеллажа с учетом захода полки 25 мм на профиль.
Для реализации проекта нам потребуется: 1. Дюбель гвоздь 40 мм. 2. Шуруп со сверлом для профилей. В народе «семечки» или «блохи». 3. Шуруп по металлу 30 мм. И конечно инструмент: Дрель, Шуруповерт, Лобзик, Ножницы по металлу, Плоскогубцы, Рулетка. Перчатки обязательно! И всякая подручная мелочь.
Профиль: 1. CW-50 50х48 мм. 2. UD-28 28х27 мм.
У меня получилось:
CW 8 шт. х 100 руб. = 800 руб. (с учет высоты подвала 2 метра).
UD 12 шт. х 43 руб = 530 руб. ( с учетом +5 см. для монтажа).
Шурупы. Купил на 400 руб. с запасом. Брал по 400 шт., но на вес, не в коробках.
Далее. Крепим профиля к стене, по нарисованной схеме, дюбель гвоздями. Расстояние между дюбелями 30-40 см.
Устанавливаем вертикальные стойки. Чтобы соблюсти размеры, вставляем в них горизонтальный профиль для полок. Полки крепим «семечками», где это возможно, обязательно со смещением.
К палубе, в моем случае это фанера, шурупами по дереву.
Ложе для полки. Для крепости конструкции, ставим центральный профиль, вертикальная стойка по центру. Профиль режется с учетом +25 мм с каждой стороны для крепления к стойкам.
Так крепим к вертикальной стойке. Важно! После того как прикрутите, загните молотком острые края!
Центральная, подпорная стойка.
Выпиливаем лобзиком углы полки. Заход на горизонтальный профиль 25 мм. с каждой стороны.
Перед тем, как закрепить полку, отмечаем центр поперечного профиля. Крепим полку шурупами по металлу. Расстояние 15-20 см.
Вот так получилось.
Переходим выше. Профиль на стене можно собрать из кусков.
Первый ряд готов. По весовой нагрузке. Меня держит, мой вес 96 кг.
Строим второй ряд.
Дело не сложное, но однообразное. Только шурупы подавай. Помогают электрические помощники.
Готов второй ряд полок. Становится жарко.
Финиш! На второй день после старта, по четыре часа в день.
Здесь немного подробней. Так как мне не хватало одной полки, дальняя нижняя, использовал ДСП от бывшего шкафа.
И по распилу. Крайняя полка после распила получается на 1 см. меньше. Поэтому горизонтальный профиль под полку нужно сместить внутрь.
По перевозке. Если убрать задние сиденья и завалить переднее, 3-х метровый профиль входит легко под бардачок.
Всем хорошо отдохнуть на выходных! Может кому пригодится и понравится. Кнопка внизу!
Полки в гараже своими руками: 45 примеров с фото
Важное условие для полноценной эксплуатации гаража — свободный доступ к любого вида инструментам и различным вспомогательным средствам, без которых привести в порядок автомобиль не представляется возможным. Правильное обустройство помещения позволяет рационально использовать свободное пространство и значительно повысить ваш комфорт во время пребывания в его стенах. Полки и стеллажи в связи с этим являются логичной частью этого обустройства и не только помогают грамотно расположить все инструменты на ограниченной площади, но и добавляют в интерьер больше эстетики и упорядоченности. Рассказываем о том, как можно изготовить полки в гараже своими руками и подкрепляем полезные советы и инструкции 45 фото с вариантами на любой вкус.
Какие материалы используются
- сталь;
- дерево;
- алюминий.
Все зависит от того, где и как вы собираетесь размещать. Если вы планируете соорудить большой стеллаж для хранения тяжелых предметов (например, шин), то оптимально будет использовать стальную конструкцию. Она прекрасно выдержит любой вес и не потеряет своих характеристик даже под перманентным воздействием сырости и химически активных веществ.
Для менее грузных предметов сгодится и алюминий. Он не так хорошо справляется с весовыми нагрузками, как сталь, но пожаробезопасен и не боится влаги.
Конечно, у дерева в сравнении с металлами меньше преимуществ: легко портится, может разбухать со временем либо, наоборот, иссыхать. Но если провести грамотную его обработку, то такие полки прослужат в гараже достаточно долго, и жаловаться на них вам не придется.
2 нюанса, о которых нужно знать каждому:
- для сохранения эксплуатационных характеристик используемый металл перед монтажом следует оцинковать либо обработать полимерной краской — так вы защитите материал от преждевременного старения и коррозии;
- если же вы имеете дело с деревом, то обязательный пункт — обработка антисептиком, позволяющая создать надежный защитный слой на случай прямого контакта с химически активными веществами и предупредить появление грибка.
Инструменты
Без них у вас точно ничего не получится:
- шуруповерт;
- строительный уровень;
- ножовка;
- болгарка;
- саморезы и болты;
- отвертка;
- молоток;
- рулетка и т.д.
3 типа конструкции
Как бы вы ни пытались соригинальничать, но все равно вам придется иметь дело с одним из перечисленных ниже видов:
- сварная;
- болтовая;
- комбинированная.
Сварная
Используется для создания больших стеллажей из металла. Обладает безупречной надежностью и способностью выдерживать даже самые серьезные нагрузки. Чаще всего полки такого типа используются для хранения габаритных предметов.
Есть один существенный минус — при перепланировке вписать такой стеллаж в новое пространство зачастую не представляется возможным ввиду неразборной конструкции. Так что если вы любите перемены, есть повод задуматься о выборе иного типа.
Болтовая
Главный козырь такой полки — мобильность. Все детали скрепляются между собой болтами, и при необходимости легко демонтируются. Однако в местах соединения даже при безупречной сборке может присутствовать небольшой люфт. Он либо присутствует сразу, либо появляется со временем под воздействием хранящейся на полках массы.
Справиться с недостатками такой конструкции можно путем ее фиксации на стенах.
Комбинированная
Обычно встречается в просторных гаражах и технических помещениях для ремонта автомобилей. Чаще всего образована путем так называемого наращения — когда инструментов и предметов хранения становится все больше, а другого места для новой полки нет и не предвидится.
Как крепить?
Решать, конечно, только вам, но в гаражах чаще всего используются следующие варианты полок:
- подвесные — крепятся на стену, самый удобный вариант для маленьких помещений;
- стационарные — созданы с учетом планировки конкретного гаража и не подлежат разбору, фиксация может быть как на стену, так и к потолку и полу;
- передвижные — в последнее время все чаще можно встретить и такой вариант, внизу такого стеллажа вставлены ролики, которые и обеспечивают подвижность конструкции.
В любом случае запаситесь хорошенько саморезами и болтами — жалеть их не надо, потому что главная цель при создании полок в гараже — обеспечить надежное хранение даже самых тяжелых деталей и предметов.
Ваш порядок действий
Проведите все необходимые замеры в помещении, чтобы определиться с габаритами будущей полки. При работе над чертежом учитывайте следующую информацию:
- минимальная рекомендуемая высота — 37-38 сантиметров;
- максимальная глубина — 50 сантиметров, если больше, то могут возникнуть затруднения с доступом к инструментам и нужным предметам;
- нижняя полка должна находиться на уровне как минимум 70-80 см от пола;
- длина пролетов зависит от того, что предполагается хранить, но не менее 1,5 м для тяжелых предметов и не более 2 метров в целом.
Выберите нужный тип конструкции, исходя из материала, которым вы располагаете. Конечно, если у вас дерево, то придется делать неразборную полку.
Определитесь с количеством уровней в стеллаже.
Соберите каркас, начиная с его основания. Внимание: сами полочки пока что не трогаем, они устанавливаются уже после монтажа каркаса.
Нанесите нужные разметки на стойки, если ваша конструкция размещается на полу, и просверлите отверстия для фиксации каркаса.
Соедините элементы и установите цельную конструкцию. При необходимости закрепите ее на стене.
А теперь уже вставляйте подготовленные заранее полочки и проводите финишную обработку. Можно, например, покрасить.
Вместо заключения: фото и чертежи, которые вам помогут
Собрали в этом разделе самые любопытные, на наш взгляд решения, которые могут вписаться в том числе и в ваш гараж. Для удобства разбили их на группы: по основному материалу, по типу фиксации и т.д. Для самых ленивых — уже готовые чертежи, которые помогут изготовить полку в гараж своими руками правильно и сэкономить при этом драгоценное время. Пользуйтесь!
Из дерева
Металлические
Комбинированные
Подвесные
Пластиковые
Чертежи и схемы
Расскажите об эксклюзивных полках из вашего гаража в комментариях. Или просто о том, что у вас получилось, благодаря нашему материалу!
Изготовление стеллажей и полок для гаража своими руками, размеры и варианты расстановки
Гараж – это не только «спальное место» для автомобиля или мотоцикла. Если он совмещает функции мастерской, то в нем часто хранятся всякие полезности, инструмент и оснастка. Владельцы дачных участков и простые граждане используют капитальный гараж, как место для сбережения запасов на зиму, домашних заготовок. Разместить банки, упорядочить хранение запчастей помогут металлические стеллажные полки для гаража.
Функциональное назначение
Гараж со стеллажами и он же без них – две большие разницы. Любовно разложенный по кучкам на полу инвентарь вскоре вызовет непреодолимое желание соорудить полки или открытые шкафы для хранения инструмента. И сразу все встанет на свои места: у каждой детали появится отдельная ячейка, пользоваться размещенными вещами будет легко и комфортно.
Изготовить необходимое оборудование можно разными способами:
- из дерева и ДСП;
- металлические полки;
- комбинированная конструкция.
Каждый вариант оправдан – стоимостью, простотой изготовления или прочностью. Какой из них выбрать, решать заказчику.
Материалы, которые используют при постройке стеллажей
Чаще других вариантов в обиходе находят применение древесина и металл. Первый вариант – из-за своей доступности и легкости обработки, второй – из-за долговечности и прочности. Встречаются конструкции как полностью однородные (деревянный каркас, полки из досок или ДСП), так и комбинированные.
Изготавливать шкаф целиком из металла не рекомендуется по одной банальной причине: он будет слишком тяжелым. А вот сделать удачный комплект из стального каркаса и деревянных полок – в самый раз.
Пластик пока еще остается экзотикой, хотя отдельные его виды по прочности и долговечности не уступают металлу, не боятся коррозии и не требуют дополнительной обработки (окраски).
Дерево
Хороший бюджетный вариант. Система стеллажей из хорошо просушенных сосновых брусков и настеленных панелей из ДСП – решение для гаража с минимальными затратами на изготовление. Главное – не забыть выполнить пропитку: во влажной среде древесина подвержена гниению, поражению грибком, к тому же она огнеопасна. Обработка специальным химсоставом защитит дерево от этих угроз.
Металл
Материал распространенный, широко используемый как в виде профилей, так и листового проката. Металл для бытовых целей должен отвечать 3 требованиям: иметь минимальный вес, не окисляться и обладать достаточной жесткостью.
Изделия из алюминия, казалось бы, соответствуют указанным критериям. Фактически они плохо переносят постоянные большие нагрузки, уступают по этому показателю стальным. Поэтому чаще в гаражах встречаются самодельные конструкции из металлического уголка, профилированной тонкостенной трубы – того, что оказалось под рукой.
Готовые разборные стеллажи из стального профиля с регулировкой полок по высоте, изготовленные в фабричных условиях, также востребованы. Но за ними нужно куда-то ехать, выбирать, покупать, зачастую времени (и возможности) для этого нет.
Чертежи популярных конструкций
Схемы и полный комплект чертежей на любой гаражный стеллаж легко найти в интернете. Наиболее распространены следующие варианты:
- С несущим каркасом из стального профиля (трубы, уголка) и настеленными полками. Может модифицироваться в деревянный – остов из бруса, к нему крепятся доски, древесностружечные плиты (ОСБ), жестко или на кронштейнах.
- Полки, навешанные на стену. Могут иметь жесткое обрамление с вкладышем из ДСП или быть цельными – по желанию и возможностям заказчика.
Расчеты сводятся к привязке готового проекта к местным условиям: размерам стены, выделенной под стеллаж площади. Конструкция может быть не только прямолинейной, но и угловой, если свободное пространство в жестком дефиците. Но и поместится на такой мини-стеллаж немного.
Настенные полки
Решение простое и оправданное. Для его реализации понадобится знать будущее размеры конструкции, четко определиться, на какую стену из трех в гараже навесить полки, чтобы ими было удобно пользоваться, и они не мешали в повседневной деятельности.
Неплохо начертить схему помещения в максимальном приближении к масштабу, а затем немого «поколдовать» над ней, распределяя полки с учетом размещения автомобиля, его свободного заезда-выезда, а также передвижения людей.
Правильно размещенный стеллаж должен идеально вписаться в интерьер: на него положат все необходимое, при этом не будут цепляться одеждой, задевать головой.
Модульные
Конструкции из готовых элементов (модулей) обладают рядом преимуществ в сравнении с теми, которые жестко закрепляются раз и навсегда. Из такого «лего» легко собрать навесные полки под собственные потребности (особенно это важно для нестандартных ситуаций). Полки бывают сборные, разборные, многоярусные – такие, чтобы удовлетворяли запросы и пожелания потребителей.
Полки в виде щита для инструмента
В автомастерской или там, где часто приходится заниматься ремонтом, поиск необходимого инструмента отнимает массу драгоценного времени. Гораздо удобнее, когда все находится под рукой, на специальном щите. Сделать подобную конструкцию для ключей в своем гараже не представляется сложной, трудно реализуемой задачей. Зато легко найти разводной или трубный ключ, съемник, размещенные каждый в конкретном месте.
Вариации подвесных полок
Сделать удобные функциональные навесные полки, чтобы не загромождать свободное пространство, а полноценно его использовать – мечта каждого хозяина. Какие выбрать – узкие и длинные или короткие и широкие – зависит от конкретной ситуации.
Допустимо навешать полки хоть до самой крыши под потолком, главное, чтобы они выполняли свою задачу, и до них легко было достать. В таком случае на средние ряды помещают инструмент, инвентарь, которым пользуются повседневно, а на верхние ряды – то, что понадобится раз в год или еще реже.
Какие инструменты и материалы понадобятся
Чтоб делать полки, изготовить стеллаж, одного желания и пары рук мало. Понадобятся определенные материалы и инструменты, а выбор их зависит от конкретной схемы, заранее подготовленной идеи.
Например, дерево без проблем режется ручной ножовкой. Если купить мерный поструганный брус требуемого сечения, то останется разметить стойки и поперечины, выполнить распиловку, затем сборку. Так же легко смастерить полки из досок или древесностружечных плит.
Применение электроинструмента сокращает затраты времени, но требует навыка работы, повышенной защиты органов зрения, соблюдения требований безопасности. А для работы с металлом без специальных «девайсов» не обойтись – иначе изготовление стеллажа в гараже ручным способом растянется на недели и месяцы.
Обобщенно, без учета частных случаев, до начала работ в арсенале должны быть в наличии:
- Молоток.
- Уровень.
- Угольник.
- Рулетка (3-5 метров).
- Электродрель.
- Угловая шлифмашина с набором кругов.
- Сверла различных диаметров, биты.
Теперь о материалах. Решить этот вопрос следует заранее, «переиграть» что-то в процессе сборки вряд ли получится. Для дерева и его составляющих (ДСП, ОСБ) сопутствующие «расходники» одни, для металла – иные.
Поэтому необходимость наличия гвоздей, шурупов, метизов определяется выбором конструкции, материала стеллажа. То же относится к болгарке с комплектом отрезных кругов: при резке металлического профиля, уголка или труб без нее не обойтись.
Сборка металлических и деревянных конструкций
Запланировать изготовление деревянного или металлического стеллажа, полок своими собственными руками – полдела. Потребуется реализовать задуманное, построить свою мечту, воплотить ее в дереве или металле.
Сборке самоделок часто не уделяют должного внимания, выполняя ее впопыхах, поэтому «домашние» конструкции, при всех своих достоинствах, выглядят невзрачно, хуже фабричных. Железный каркас до монтажа окончательно подгоняется, ошкуриваются острые кромки, выполняется подготовка к будущей покраске. Как метод монтажа подходят сварка, болтовое соединение – все, что обеспечит требуемую жесткость.
С деревом работать проще – его скрепляют гвоздями, саморезами необходимой длины, уголками. Отверстия лучше просверлить, помня о склонности материала к скалыванию и расщеплению. Для древесины необходимым условием является обработка составами, препятствующими гниению и возгоранию. Выбранный способ сборки должен гарантировать:
- относительную простоту реализации;
- надежность, жесткость конструкции.
С учетом указанных нюансов построить стеллаж не так сложно, как кажется вначале. Если, конечно, правильно спланировать и предусмотреть как можно больше мелочей, которые в будущем могут повлиять на ход работ.
Схемы размещения полок в гараже
Один из этапов, от которого зависит если не все, то многое, – расстановка стеллажей, выбор места для устройства полок. От этого будет зависеть, принесут дополнительные элементы в гараже свободу от скопившегося по углам, на полу гаража «хлама» или добавят проблем со свободным перемещением, парковкой автомобиля или мотоцикла.
Старый, проверенный способ – нанести на бумагу план помещения с учетом раскрытия створок ворот, возможных движений людей. Чаще всего без ущерба для свободного пространства под хранилище отдают дальнюю, расположенную напротив входа, стену. А уже в этой секции гаража дают развернуться своей фантазии и чувству прекрасного.
Планируя размещение полок по вертикали, не забываем, что шаг должен обеспечить удобство пользования, не быть слишком частым, чрезмерно растянутым.
При нехватке места допустимо навесить полки по всему периметру, но при этом нужно помнить, что любая случайно упавшая банка или болт «приземлятся» на кузов автомобиля или могут привести к травмированию находящихся в помещении людей.
Технология крепления стеллажей
Полки и стеллажи, самодельные они или фабричного изготовления, обязательно необходимо надежно закрепить. У напольных конструкций несущими элементами являются стойки, опирающиеся на основание и распределяющие нагрузку, поэтому при их расчете, изготовлении экономия недопустима.
Для навесных полок в гараже учитываются 2 основных момента: материал стен и конструкция подвеса. И то, и другое должно выдерживать вес дополнительных конструкций, быть надежным. Для слабых, недостаточно толстых стен придется заменить вариант с полками на стеллаж.
Стеллаж в гараже своими руками – надежная и прочная конструкция без лишних затрат!
Необходимые инструменты и материалы
Рассмотрим, как своими руками сделать полки в гараже для хранения на них нужного вспомогательного оборудования и разнообразных инструментов для ухода за автомобилем.
Гаражные стеллажи – богатство выбора конструкций
Полки в гараже дают возможность компактно разместить на ограниченной площади множество деталей и инструментов для обслуживания транспортного средства, а также различный бытовой скарб, которому не нашлось места в квартире. По этой причине каждый автолюбитель устанавливает в «доме для авто» стеллажи. Они обеспечивают порядок в гараже и позволяют за секунды найти требуемую вещь.
Обустроить ангар для машины можно покупными полками. Такие конструкции в наши дни продаются на любой вкус. Но даже очень дорогие и «навороченные» стеллажи не всегда будут удовлетворять вашим индивидуальным запросам. Намного разумнее изготовить полки в гараже своими руками, выбрав оптимальные для себя размеры таких конструкций.
По варианту монтажа стеллажи для автомобильного бокса делят на такие группы:
- разборные;
- стационарные;
- передвижные;
- навесные;
- вращающиеся.
Стеллаж для автомобильного бокса
Разборные полки можно монтировать в любом месте гаража, менять в случае потребности их расположение, ширину, высоту и компоновку. Стационарные конструкции создаются для установки на каком-либо конкретном участке помещения. Их ставят один раз и навсегда, фиксируя к потолочной, стеновой либо напольной поверхности. По прочностным показателям стационарные стеллажи более надежные, нежели разборные.
Конструкции передвижного типа оснащаются роликами, позволяющими передвигать их по всему гаражу. По сути, они представляют собой небольшую тележку. Это удобно. Но стоит понимать, что такие стеллажи не способны выдерживать чересчур высокие нагрузки. Поэтому на них нельзя хранить громоздкое и массивное по весу оборудование.
Навесные полки оборудуются в домашних условиях редко. Их необходимо подвешивать и закреплять непосредственно под потолочной поверхностью, что может вызвать серьезные затруднения. Хотя теоретически это вполне возможно. Редким явлением можно считать и вращающиеся конструкции. Визуально они похожи на стойки для дисков CD. На таких мини-стеллажах можно хранить всякую мелочь – отвертки, ключи, для более крупного инструмента они не подходят.
Навесные полки под потолком
Число полочек на стеллажах и их геометрические размеры вам предстоит выбрать самому. Профессионалы советуют так проектировать конструкцию для гаража, чтобы на полках помещались все используемые при обслуживании транспортного средства инструменты. Другими словами, стеллажи желательно делать вместительными.
Самыми популярными материалами для изготовления гаражных полок является металл и древесина. Если вы планируете установить конструкцию надолго, лучше использовать металлические изделия, которые отличаются долговечностью и максимальной прочностью. Если же желаете сэкономить на материалах и не затягивать монтажные работы, делайте стеллаж в гараже своими руками из дерева. Работа с более легкой древесиной в разы проще, чем с металлом.
Также полки в наши дни делают из пластика (их можно купить в магазине) и комбинированные – из стали и дерева или из пластика и металла.
Проектируем полочные конструкции – советы специалистов
Как и любое сравнительно сложное изделие, стеллаж следует сначала разработать на бумаге. Это можно сделать с помощью готовых чертежей.Несложно и самостоятельно составить эскиз будущей конструкции, указав в нем параметры полочек. В этом случае стеллаж будет идеально подходить для вашего гаража.
Обычно рекомендуется размещать стеллаж вдоль какой-либо одной стены помещения. Оптимальная высота конструкции – от пола до самого потолка (ни один квадратный сантиметр свободной площади терять не хочется ни одному автолюбителю). Конечно, если ваш гараж очень высокий, полки можно делать не до потолочной поверхности, чтобы не мучиться с лазанием по лестнице на самый верх за какой-нибудь деталью.
Нижние полки всегда делают более вместительными и высокими. Они предназначены для хранения колес, металлического верстака, крупного инструмента. Полочки, которые располагаются наверху конструкции, лучше изготавливать низкими. На них вы будете складировать всякую легкую мелочь. Тем самым вы обеспечите хорошую устойчивость стеллажа.
Внизу обязательно требуется оставлять просвет 15–20 см между конструкцией и напольным покрытием.
Он даст вам возможность без затруднений подмести пол под стеллажом. Кроме того, профи советуют просверлить в полочках для инструмента, канистр, колес небольшие отверстия. Они будут выполнять функцию естественной вентиляции для хранящихся предметов, защищая их тем самым от ржавления, а также позволят вам без проблем сметать с полок мелкий мусор и пыль.
Длину стеллажа обычно тоже делают на всю ширину стенки, оставляя около 8–10 см свободного пространства по боковым сторонам конструкции. Так вам будет проще выполнять монтажные работы. Глубину полочек выбирайте сами. При этом помните, что чересчур узкие ниши не годятся для хранения крупногабаритного инструмента, а чрезмерно глубокие неудобны в эксплуатации (попробуйте что-нибудь достать руками с полочки глубиной около метра). Рекомендованная глубина ниш гаражных стеллажей – примерно 60 см.
Самая распространенная ширина полок (имеется в виду дистанция между двумя вертикальными опорами конструкции) – 100 см. Можно сделать ширину и на 30–50 см больше, если полка предназначается для хранения габаритных (например, колес) либо тяжелых изделий из металла.
Делаем металлический стеллаж с полками из дерева
Популярный вариант обустройства гаражей – конструкция с металлическим каркасом (он будет стоять без преувеличения десятилетиями) и деревянными полочками. Вертикальные стойки таких стеллажей вы можете сделать из прямоугольных профилей с размерами одной из сторон 4–5 см либо из уголка с полкой 3–5 см.
Сам каркас делается из уголка с 1,5–2,5-сантиметровой полкой и прикручивается болтами к вертикальным направляющим или приваривается к ним. Сварное соединение держит конструкцию максимально прочно, выполнять его быстрее и проще. С болтами мороки больше, но зато вы получаете возможность при необходимости изменять высоту полочек стеллажа.
Полки изготавливаются из досок толщиной 1,5–2,5 см. В этом случае они будут по-настоящему прочными. Можно делать их и из обычной либо ламинированной фанеры или древесно-стружечных изделий. Деревянные полки перед монтажом обязательно предохраняют от влаги и грибка – промасливают и окрашивают.
Металлический стеллаж в гараже
Таким образом, схема подготовки комплектующих для стеллажа, а затем их сборки и установки выглядит следующим образом:
- Болгаркой режем по заданным размерам металлические заготовки.
- Размечаем положение стоек по вертикали и сразу отмечаем места, где будут фиксироваться полочки.
- Свариваем (берем на болты) уголки (здесь важно контролировать горизонтальность расположения элементов).
- Наносим грунтовку на каркас и окрашиваем его коррозионно-стойким составом.
- Нарезаем полочки из древесины и «примеряем» их, ставя поперек каркаса. Можно выполнять установку досок и вдоль, но в этом случае они могут под весом больших инструментов и запчастей прогибаться.
- Пропитываем (красим) деревянные изделия и крепим их с металлическим каркасом универсальными саморезами. Желательно подгонять доски друг к другу как можно плотнее.
Стеллаж готов. Если вы не совсем уверены в высокой устойчивости конструкции, можно дополнительно прикрепить ее к стене гаража стальными кронштейнами.
Деревянный стеллаж – все очень просто
Дешевле обходятся гаражные полки, сделанные из дерева. К тому же их проще делать и устанавливать. Поэтому многие автовладельцы решают обзавестись именно такими конструкциями. Здесь, правда, стоит помнить, что деревянные стеллажи эксплуатируются по времени меньше, чем металлические либо комбинированные.
Оптимально, когда полки изготавливаются из твердой древесины, например, из дуба. Но вполне подойдут и сосновые доски – недорогие и доступные. Важно, чтобы они были хорошо высушены, не имели крупных трещин и сучков, глубоких червоточин и следов плесени.
Стойки (вертикальные) изготавливают из бруса 10х5 или 10х10 см, полки – из древесно-стружечных плит или обычных досок, поперечины – из бруса меньшего сечения или даже из досок (но их толщина должна быть внушительной).
Собираем стеллаж в гараж своими руками далее указанным способом:
- Режем доски и брусья по заданным размерам, обрабатываем их антисептическим составом.
- Собираем конструкцию, используя для соединения отдельных частей проушины, шипы, клей для древесины или саморезы.
- Стыки деталей для придания конструкции большей площади усиливаем уголками из металла.
- Окрашиваем готовый стеллаж (торцы желательно покрасить в несколько слоев).
Примерно аналогичным образом вы можете сделать и конструкции для гаража из металла. Но, естественно, резать по нужным размерам и монтировать тяжелые стойки, а также другие элементы стеллажа вам будет намного сложнее.