7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему на руси дома предпочитали ставить деревянные а храмы каменные

Почему на Руси строили деревянные дома?

В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало. Все дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300 градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно держаться рукой. С камнем такое невозможно: если камень с одного конца нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться. Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушел от камня.

Если бы наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы – простудились и вымерли. Следовательно, деревянный дом – это условие жизни на Русском Севере. Можно, конечно, на севере жить в яранге из шкур или в чуме, но тогда ты не будешь русским, это будет совсем другая культура. Чтобы жить в яранге, необходимо, чтобы стадо оленей (источник шкур) было очень большое – не менее 30 оленей на одного человека.

Итак, Русь – это деревянные дома, деревянное зодчество, деревянная культура. Неслучайно и свою денежную единицу рубль мы называем деревянным. Из дерева на Руси делали дома и корабли, телеги, сохи, бороны, кадки, чашки, ложки, игрушки. божьи храмы тоже строили из дерева. Неслучайно самыми почетными профессиями на Руси считались плотницкое и кузнечное дело, и только на третьем месте стояло ремесло горшечников – гончарное.

Статья в тему:  Впереди виднелся деревянный дом с мезонином красной крышей и дикими стенами чей дом

В разных частях нашей необьятной родины сложились разные стили деревянного строительства. В прежних своих статьях я показал, что великорусский этнос сложился в XIV-XVII веках из нескольких “родительских” этносов – варягов руси, словен, кривичей, угрофинов (меря, весь, кострома и др.). У каждого из этих этносов наверняка была своя манера строить дома, своя традиция. Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции – это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос. В ряде случаев традиции обусловлены особенностями климата и рельефа страны проживания, а в ряде случаев они просто проявление моды, привычки, и непосредственно с условиями жизни не связаны.

Первые каменные храмы на Руси : строительство, архитектура, внутренние элементы

После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.

Первые деревянные храмы Киевской Руси

Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь – первый православный храм на Руси .

Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.
Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.

Шатровые храмы на Руси

Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.

Статья в тему:  Как установить пластиковую дверь в деревянном доме

Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.

Первые каменные храмы на Руси

Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма, первой каменной церкви на Руси – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.
Статья в тему:  Как утеплить водопровод в деревянном доме

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Статья в тему:  К чему снится горящий деревянный дом

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Итоги

С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.

Каменные храмы на Руси появились задолго до Крещения? Архитектор против историков

Официальная история и сложившееся мнение утверждают, что культура на Руси началась с 9 века – после Крещения. До этого славяне, как известно, были дикие и звероподобные. В предыдущей статье мы уже рассмотрели вопрос, почему иностранные епископы были вынуждены «терпеть» самобытные русские храмы, не похожие на византийские. На этот раз профессиональный архитектор дал свое заключение, могла ли быть развитая архитектура на Руси до 9 века.

Эта статья – часть большого интервью с архитектором и экспертом по православному зодчеству Сергеем Осышным, которое он дал нам для документального фильма «О чем молчат храмы» (телеканал «Культура»). По архитектурным проектам Сергея было построено несколько современных православных храмов.

“Бытует мнение, что первые храмы на Руси были построены в византийских формах. Но если рассматривать кладку Софии Новгородской или кладку Владимиро-Суздальских храмов, можно сделать осторожное заключение, что традиции строительства из камня очень давние на Руси.

Статья в тему:  Чем обработать деревянный пол в доме

Новгородская София лучше всего сохранилась из первых русских храмов. (Прим. редакции: годы постройки 1045-1050, то есть фактически через полвека после Крещения Руси, за такое время выработать особый стиль русские зодчие просто не успели бы). Давайте посмотрим на этот храм повнимательнее. Что мы замечаем?

Первое . Храм пятиглавый. Причём главы собраны в букет, то есть находятся на одном уровне и расположены очень тесно. Для Византии совершенно не характерны пятиглавые храмы. Даже если когда-то эти типы применяли в Византии, главы разносились и находились на разных уровнях.

Второе . Все русские храмы XI века имели закомары. Такого количества закомар не было ни в одной христианской страны того времени. В Новгородской Софии они очень интересны. Они не только, как обычно, полукруглые, но среди них встречаются и треугольные. Они образуют сложный интересный ритм, что говорит об особом артистизме и профессионализме зодчих . То есть они явно сталкивались с этим не в первым раз.

Третье . Очень необычная черта Новгородской Софии, которая её крайне сильно отличает от византийских храмов, – это ассиметричная башня, пристроенная к западному фасаду. Она совершенно не похожа на византийский стиль, но очень напоминает башни хаваны , которые пристраивались к храмам в традиции тех народов, которые поклонялись огню. Эта башня служила для хранения священного огня .

Четвертое . Крестообразные столбы. В Византии были исключительно круглые столбы.

Пятое . Интерьер, состоящий из небольших по площади и высоких ячеек. В Византии мы видим обратную картину. Там, наоборот, интерьер состоит из широких и достаточно низких ячеек. Купол византийский должен был напоминать небо. В русских храмах такого ощущения нет.

Шестое . Кладка Новгородской Софии совершенно не похожа на византийскую кладку. Она выполняется из природных камней местного происхождения. Очень разной формы, размера и цвета. Цвета меняются от голубоватых до красноватых и коричневатых. Связаны они розовато-коричневатой цемянкой. Цемянка – это раствор извести с толчёным кирпичом. Частично эти стены затёрты той же цемянкой. Но, судя по зондажам первоначального периода кладки, эти камни не были скрыты ни штукатуркой, ни затиркой и были видны на фасаде. И возникало ощущение, что это некое гигантское ювелирное изделие с самоцветными камнями в какой-то такой изящной оправе.

Статья в тему:  Как сделать перегородку в деревянном доме своими руками

Для того чтобы добиться такой артистичной эстетики кладки, можно было только идти путём проб и ошибок. Нужно было работать над этим веками . Ещё более убедительно это показывает владимиро-суздальское зодчество. Для строительства храмов нашли известняк – самый прочный из всех известняков, который в России есть – и вовсе не под Владимиром, а в Мячково, под Подольском. А это достаточно далеко, сотни километров. Естественно, что приезжие зодчие не могли за короткое время их пребывания здесь это месторождение отыскать, при условии той слабой средневековой техники, которая была в их распоряжении.

Но что же все-таки роднит Новгородскую Софию с византийскими храмами? Роднит только крестово-купольный тип здания (в отличии от западноевропейских базилик). Но сама крестово-купольная система не является стопроцентным изобретением Византии. На её сложение повлияла сирийская архитектура, которая, собственно говоря, является арийской архитектурой.

Собственно, когда Русь использовала крестово-купольную систему, она использовала не византийскую систему. Она использовала систему, которая выработалась в арийских странах.

Может быть, отличие форм, применявшихся на Руси, объясняется тем, что они были более практичными, чем византийские? Но вовсе нет. Они как раз менее практичны, потому что они более сложны. А как известно, для того чтобы кровля была практичной, она должна быть более простой.

Что это все значит? Русской архитектуре не одна тысяча лет, как принято считать, а гораздо больше. Нам не следует стесняться того, что у нас была дохристианская традиция. Православные греки не стесняются того, что у них была великая Античность. Нам нужно следовать их примеру”.

Особенности славянского зодчества

Надо сказать, что зодчество у каждого народа долгое время являлось одним из самых характерных элементов национальной культуры. Они часто сохранялись даже тогда, когда менялись язык и другие культурные черты, даже при миграции народа на другую территорию.

Статья в тему:  Как построить двухскатную крышу деревянного дома

В настоящее время значительная часть построек утратила национальные черты и превратилась в космополитическое явление. Но в древности большинство народов имели собственные традиции строительства, которые либо шли из глубины веков и были связаны с особенностями климата и ландшафта, строительных материалов, и даже эстетических взглядов.

Конечно, давно известно, что основным строительным материалом славян было дерево, а основной архитектурной композицией была срубная постройка. Хотя деревянные строения долговечностью не отличаются, это подтверждается и археологическими изысканиями. Вообще строительная культура довольно устойчиво сопротивляется изменениям во времени. Как мы знаем, срубные постройки сохраняют свою популярность и по сей день.

Причины выбора срубной постройки очевидны: дешевизна и крайняя доступность материала, который легко обрабатывается простыми инструментами; прочность, устойчивость, которые обеспечиваются без скрепляющих элементов; можно сказать современным языком – модульность постройки, где можно поврежденные элементы заменить без разбора всей конструкции. Кроме того, плотное прилегание бревен в срубе обеспечивало достаточную теплоизоляцию.

Несомненной особенностью деревянных построек славян является возможность их достаточно быстрой сборки и разборки. Срубная конструкция как нельзя лучше этому способствует. Одной из причин этого был длительность экстенсивного способа земледелия – подсечно-огневой системой, которая требовала постоянных переносов пашни на новые места, рядом с которыми устанавливалось жилище.

Специфика древнерусского деревянного зодчества проявляла свою живучесть очень долгое время. Речь идет не только о срубных деревенских постройках, где, как и в древности, главную роль играла дешевизна, простота, практичность, но и зданиях знати, которая до XVII века включительно предпочитала строить для себя деревянные терема, а не холодные каменные здания.

Яркий пример этого – деревянный дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Весь состоявший из срубных теремков, соединенных переходами с резными крылечками он, конечно, строился с опорой на древнерусские традиции. Хотя уже не для дешевизны и практичности, а с целью подчеркнуть красоту этих традиций.

Статья в тему:  Как избавиться от двухвосток в деревянном доме

Недаром дворец называли «восьмым чудом света». Только резкий поворот к западным строительным традициям в имперское время вытеснил традиционное деревянное строительство в крупных городах.

Но даже при переходе к каменному строительству в допетровское время традиционные черты славянского традиционного зодчества прослеживались и в каменных зданиях. Знаменитый шатровый стиль, распространившийся в церковном каменном зодчестве с XVI века, примером которого может служить храм Василия Блаженного, скорее всего позаимствован из традиций деревянных церковных построек с отсутствующими несущими свод столбами. А те, в свою очередь, берут пирамидальную форму из зодчества еще дохристианской эпохи.

При расширении использования камня в строительстве домов богатых людей, каменной поначалу строили только нижнюю, хозяйственную часть дома, предпочитая жилые помещения надстраивать в виде традиционных срубов.

Любопытно, что на каменное зодчество восточных славян оказало влияние общее индоевропейское строительное наследие. Например, исследователи отмечали сходство древнеиндийской архитектуры и славянского храмового зодчества. В качестве общей черты называлось наличие у храмов многоглавия, как правило, нечетного количества глав. Индийским храмам, причем относящимся к разным конфессиям, также свойственно многоглавие, как и христианским церквям славян, причем, как восточным, так и западным.

Ученые заметили также и сходство форм глав индийских и славянских храмов – луковичных или шлемовидных. Да и сама структурная композиция храмов – квадратный четверик, ступенчатость – свойственны как индийской, так и славянской архитектуре. В этом нет ничего удивительного в силу общего индоевропейского культурного наследия.

Славянскому зодчеству была свойственна «встроенность» в природный ландшафт, с которым постройки находились в гармонии. Так церковь Покрова Богородицы на реке Нерль была поставлена на возвышении у слияния рек Клязьмы и Нерли, господствуя над водным перекрестком.

Кажется совершенно очевидным славянское языческое влияние на экстерьер древнерусских построек. Прежде всего это различные элементы внешнего декора. Хотя до нас не дошло ни одно строение языческого времени, можно предположить, что для украшения и в сакральных целях в деревянном зодчестве использовалась резьба по дереву, благо материал давал широкие возможности для этого.

Статья в тему:  Как сделать освещение в деревянном доме

Эта традиция переходит и в каменное древнерусское строительство. Причем, самые ранние каменные церковные постройки, возводимые приглашенными византийскими мастерами, декораций в виде резьбы по камню не имели. А вот с появлением собственных школ зодчества русские мастера стали активно использовать декоративную резьбу. Стены Дмитриевского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском построенные в XII в., покрыты причудливой резьбой по камню.

Не стоит думать, что славяне, возводя свои постройки, думали только о практичности и дешевизне. С этими качествами всегда сочеталась своя эстетика, представление о красоте. Она проявлялась в отделке выступающих частей бревен, украшениях кровли, часто носивших сакральный характер, создание повала в верхней части сруба, который и от осадков защищал и придавал изящный вид срубу.

Не много славянских строительных традиций дошло до нашего времени, однако они еще живы в сельской местности, и не утратили там актуальности и в практичности, и в красоте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: