Чем на руси мыли и парили в бане кроме
Баня-баенка — банные обряды славян
В жизни мирной или бранной, у любого рубежа,
Благодарны ласке банной наше тело и душа…
А. Твардовский «Василий Тёркин»
«Вот тебе баня ледяная,
Веники водяные, парься –
Не ожгись, поддавай – не
Опались, с полка не свались!»
Баня всегда была неотъемлемой частью быта наших предков и средством от множества болезней, снятия порчи и других наваждений вредоносных сил. Итак, баня протоплена с утра, выстоялась часа полтора-два, подготовлена и ждёт…
Неказистое, закопченное крестьянское строение в урочный час преображается в храм Лада. Это превращение происходит в тот самый миг, когда начинается банный обряд. Именно тогда баня достигает своей высшей магической силы. Её власть над человеком становится и необъяснимо притягательной.
Баня выполняла не только свою непосредственную лечебно-гигиеническую функцию. В сознании крестьян она служила и для тесно взаимосвязанных утилитарных и обрядовых действий.
Реальный взгляд на баню смешивался с чем-то сверхъестественным, поскольку в бане крестьяне видели черты пограничья с Навью. После насильственной христианизации Руси позиция русской бани отражает судьбу языческих храмов в христианском мире, где они обрели статус прибежища злых сил. Но, несмотря на это, славяне баню любили, любят и будут любить.
В крестьянском быту баня выступала в роли языческого святилища, ведь без неё не обходились ни родильные, ни свадебные, ни похоронные, ни поминальные обряды. Деревенская баня и полночь – вот условия, идеально соответствующие исполнению обрядов народной магии и гаданий. Именно в бане знахарь являл своё мастерство и волшебную силу, тут произносились слова заговоров-присушек и отсушек, здесь разыгрывался преисполненный тайны сценарий передачи колдовского искусства.
Обряд в бане традиционно начинается с приветствия банного духа, и делает это банщик. Он прежде всего договаривается с банником о том, чтобы тот помог очищению. Для проведения банного обряда необходимо возжечь не простой, а Живой Огонь, т.е. добытый трением дерева о дерево или высеченный из камня.
Отщипи, моя сестрица,
Ты лучинки берёзовой
Ты добудь, моя сестрица,
Из камени пламени…
То же и с дровами для топки: для обрядовой бани существует особый подход к их подбору. Отвергаются осиновые, сосновые и еловые дрова, а используются в основном берёзовые, дубовые и кленовые. Деревья для обрядовой бани не должны быть срубленными или спиленными, выбирают сломанные или пригнанные водой, но для магических целей лучше всего деревья, поражённые молнией, т.е. «громовые». Дрова троекратно закладываются в каменку («в три каменки или в три истопля»). Даже расположение дров и контур пламени влияет на успех обряда и, соответственно, судьбу человека.
…Не топи осиновыми дровицами,
Чтобы не были они сварливыми.
А выбери с трёх-девяти Васильевских
Горочек сухие кленовые деревца…
Вода для обрядовой бани, подогреваемая на каменке, так же, как и Огонь, необычная – Живая. Она должна быть непременно проточной, чистой, взятой «из третьей струи» или, в эпоху двоеверия, из святых источников. («Уж носили мы водичку из золотого колодца, выкопанного у церквей Киевских…»). По поверью, поздним субботним вечером, накануне праздника, вода сама по себе закипает, превращается в кровь и получает животворящую силу. Отсюда и запрет: «пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она и чистая была, — нельзя».
Веники для обрядовой бани, как правило, готовились из тех же деревьев, что и дрова. Причём ветки не рубили или срезали, а ломали. Нельзя было брать на обрядовый веник нижние ветки: «как бы жизнь не вышла с заморозками». И верхние: «на этих веточках птицы сидели».
Банщик плещет специальные отвары и настои на раскаленные камни, создаёт нужный пар в парной, что самом по себе тоже является искусством («я топила парну баенку из чиста поля полынкою, а растопила парну баенку я цветами лазоревыми»). И лишь после этого начинают париться. Моющийся последним должен оставить посудины с водой «на опашку» и пригласить: «Мойся, хозяин!» Баннику обязательно нужно было оставить хоть немного тёплой воды, пару, веник и кусочек мыла. Заканчивается же банный обряд непременно благодарением банника.
Существует много описаний основных банных обрядов, о них пойдёт речь ниже. Здесь же приведу совсем уж занятный пример. По словам жительницы Индринского района Л. Ф Соколовой, в деревне у них существовало поверье, что девушки, желающие иметь большую грудь, должны тереться ею о торчащие наружные углы банного сруба перед банной процедурой. Предполагается, что грудь будет такая же, как торчащие углы. Такое вот проявление имитативной магии. Известен и другой обряд поднятия девичьей привлекательности, совершаемый знахарем. Начинался он с отбора дров (в каждом полене должен быть сук, растущей из самой середины), поленьев должно быть трижды семь или пять раз по семь. Веник которым парили девушку, тем действеннее, чем больше серёжек на ветках. Кроме того, ополаскивая девушку после парения, требовалось воду лить на неё через решето.
К месту стоит вспомнить и сказку, где Царица-Золотые кудри приказала париться в бане Ивану Быковичу. Тот, правда, с помощью некоего старичка-молодца (уж не банник ли помогал?), выдержал испытание баней, проявил магические способности управлять стихиями и получил право на брак. Так в сказочном эпизоде преломились представления об инициациях юношей.
«Баня – мать вторая: кости выправит, всё дело поправит!». Баня рожениц
Батька баенку построил – косяки еловые.
Матка деток наносила – все белоголовые.
Частушка
Обычай рожать в бане зафиксирован у многих народов. «Все твёрдо убеждены, что баенник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю», — писал в начале века С. В. Максимов.
Банник имеет несомненную власть над новорождённым, а обычай рожать в бане является проявлением некой связи между ними. Младенец осмысляется как «полученный» от очага, от Предков. Представления о них как раз и воплотились в образе банника, в котором есть признаки семейно-родового божества. Считается, что ребёнок появляется на свет из иного мира, причём роженица в это время как бы переживает маленькую смерть. Поэтому баня служила местом изоляции роженицы во время родов и в послеродовой период. Конечно же, баня была отапливаемым чистым помещением, самым гигиеническим в деревенских условиях, то есть наиболее пригодным для родов.
Перед началом родов баню растапливали, на полу стелили солому. Вместе с роженицей в баню приходила повитуха. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать «чёрта» (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Этот камешек в уголок – чёрту в лоб!». Двери бани запирали изнутри. Те из женщин, которые знали заговор-обращение к баннику, рожали легко. А те, кто не знал, просто кричали: «Банник, банник, пособи родить!» — и тоже облегчали себе родовые муки.
Чтобы обрести внешний облик, здоровье, жизненную силу да и судьбу, младенец проходил свою первую обрядовую баню. После родов повитуха слегка сбрызгивала роженицу и новорождённого проточной водой. Согласно поверью, «бабка не должна была принимать младенца другого, пока принятого не выпарит известное число бань», приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». В. И. Даль упоминает и такой обычай: обнажённая повитуха брала в руки новорождённого и обносила его вокруг бани, призывая рассвет или обращаясь к утренней звезде, чтобы ребёнок не кричал. Затем роженица мылась вместе с ребёнком, за омовением следовало парение с веником и соответствующими заговорами. Таким образом, обрядовая баня служит своего рода утробой, где с помощью магии «хозяина» бани свершается таинство воплощения: из камня и дерева образуются кости, из Живой воды – кровь, из Живого огня – тепло, из воздуха и пара – дыхание новорождённого.
После родов роженица оставалась в бане от трёх до семи дней. До начала ΧΧ века соблюдали традицию этого женского «банного времени», которое могло продолжаться целую неделю, пока новорождённого торжественно не вносили в избу. По старой народной традиции отец мог только тогда увидеть своего ребёнка.
В. И. Даль также пишет и об отрицательном отношении банника к роженицам. Вот один из таких примеров, описанных в литературе: Шибко рожать Евдоха боялась – вот и снарядили с ней старушку опытную… На удивление быстро разрешилась. Да так спешила, что старушка по воду сходить не успела. Калёная вода у них приготовлена была, а студёную не успели. Вот старушка и побежала на полынью… Только старушка за порог – заворчал, зашебуршал кто-то под полоком. Страшно стало, а она же без всего лежит, кругом кровью перепачкано, и младенчик рядом. Хочет Евдоха встать, а не может – как придавил её кто-то большущий к лавке ни вздохнуть, ни охнуть. Хочет заорать – а язык сковало, рукой шевельнуть – а не поднимается. И чует — карабкается кто-то на неё. Плоть мягкая, как подушка, пальцы холодные, склизкие, так и шарят по телу – к горлу подбираются. Бёдра раскрытые поглаживает, холодом под самое сердце катит. Где у ж силы нашла – застонала, сбросила – и в предбанник. А тут как раз и старушка подоспела. «Что ж ты, милая, младенчика одного оставила!» — говорит. В баню заскочили, услышали только, как смяргал кто-то… Евдоха со старушкой ещё три дня в бане жили, в избу не перебирались. Странно только ей казалось, что мальчонко почти и не плачет, хнычет только тихонечко, как шуршит», — так банник подменяет ребёнка, оставленного без присмотра.
Итак, цель обрядовой родильной бани не только дать плоть младенцу, но и «запрограммировать» его счастливую судьбу, т.е. наделить силой и здоровьем, заложить желательные черты характера.
Что происходило в русской бане: Что делали банник с обдерихой, как защищались от нечисти и др малоизвестные факты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто такая обдериха, как она выглядит и что делает
Нечистая сила по народным преданиям могла водиться в лесу, в реке, в горах. Была она и в бане. Например, обдериха, которую еще называли байниха, появлялась в виде женщины любого возраста. Обычно это была обнаженная баба, во рту у которой блестели огромные некрасивые зубы, а волосы были длинными и спутанными. Жила обдериха под полком бани, за каменкой или же под лавкой. Она могла прикинуться черной кошкой или даже берестяной трубкой, которую использовали в качестве мочалки. Это был страшный дух, способный могла поступить с человеком очень жестоко, например содрать с него кожу. Чтобы обезопасить себя, следовало соблюдать банные правила.
Не рекомендовалось мыться в ночное врем, иначе байниха могла ошпарить человека кипятком, исцарапать его своими длинными когтями или даже задушить. Говорили, что чтобы уберечься от злого духа, нужно было париться так называемыми очередями. Первые три очереди могли помыться без проблем, а вот четвертая могла легко попасть в лапы к обдерихе. Чтобы этого не случилось, рекомендовалось перед банными процедурами помолиться.
Банник, участвующий в святочных гаданиях и как его можно было разозлить
Были еще один банный дух, которого звали банник. По народным преданиям он мог выглядеть как огромный черный мужик, со злобными огненными глазами, босой, у него были железные руки и длинные волосы. В некоторых регионах наоборот говорили, что это маленький бородатый старичок. А некоторые сказания утверждают, что он принимал вид кошки или собаки, белого зайца, лягушки и даже лошадиной головы. Как и обдериха, банник был злым. Он ненавидел тех, кто не соблюдает банные правила. В качестве наказания он был способен задушить человека, снять с него кожу, запарить его до смерти, уволочь под раскаленную каменку, запихать в бочку, или просто не дать моющимся выйти из бани. Любопытные девушки боялись банника, но на святках все же ходили в баню, чтобы погадать на жениха. Гадающая крестьянка приподнимала юбку, приоткрывала дверь и просовывала заднюю часть тела внутрь.
Дальше нужно было дождаться, дотронется ли банник до девушки или нет. Если потенциальная невеста чувствовала прикосновения когтей, то ждать ей тяжелой жизни в замужестве и злой свекрови. Если же лапа была мохнатая и мягкая, то, скорее всего, можно надеяться, что брак будет хорошим, а муж богатым и любящим.
Откуда взялись истории про хозяев бани
Как же возникали истории про банную нечисть? Можно рассмотреть это на примере обдерихи. Если почитать исследование этнографов, то можно заметить, чтобы ее относили к разряду домовых. А почему именно обдериха? Скорее всего, имя произошло от глагола «обдирать», ведь в жарко натопленной бане часто случались ожоги, А после них, как известно, кожа слезает. По мнению ученых, банный дух олицетворял собой банную печь и являлся своеобразным культом огня.
В русских деревнях существовали определенные правила принятия банных процедур. Мужчинам запрещалось подглядывать за моющимся женщинами, даже если это их близкая родственница. Но этого не всегда удавалось избежать, горячие юноши все равно посматривали. Потому, возможно, и возникло предание об обдерихе, которая должна была предотвратить ненужные связи и инцесты. В народе утверждали, что она может притвориться родственницей или знакомой, позвать мужчину в баньку, мол, попарься со мной. И если тот пойдет на поводу, то его просто запарят до смерти. Байниха, таким образом, следила за нравственностью.
Как защититься от банной нечисти, чтобы не упариться насмерть
Итак, народ верил в банную нечисть, и от нее нужно было защищаться. Для этого были определенные способы. Чтобы задобрить банника, следовало сначала попросить разрешения помыться, рекомендовалось также во время мытья не выливать всю горячую и холодную воду, оставить ее для духа, а также кусочек мыла, чтобы банник помылся всласть. Последний посетитель не должен был осенять себя крестным знамением, а наоборот сказать духу: «Мойся на здоровье, хозяин». Тогда, подойдя к бане ночью, крестьяне слышали, что там вовсю парится банник, хлопает веником, стучит шайками, плещет водой. Можно было также подарить духу кусочек хлеба, чтобы он поел и стал добрым.
При постройке новой бани душили черную курицу и закапывали под порогом, после чего нужно была отойти от бани, причем задом, одновременно кланяясь. Некоторым крестьянам даже удавалось стать колдунами, то есть получить силу этого духа. Для этого нужно было украсть у него невидимую шапку, которую он клал на каменку для просушивания. На Пасху следовало пойти в баню, сорвать с головы нечисти шапку и стремительно бежать в ближайшую церковь. Если нечисть не догоняла и шапка оставалась у смелого человека, он получал колдовскую силу. У обдерихи также следовало просить разрешения помыться. А выходя из помещения, обязательно нужно было благодарить ее за хорошую помывку. Говорили, что если вежливо общаться с хозяевами бани, проситься помыться, ублажать их различными подарками, то они не смогут навредить, даже если человек вел себя неправильно.
Как васе сегодня знают, регулярное посещение бани может укреплять здоровье, улучшать самочувствие. Вместе с баней на Руси так лечили зелейники, почему болезнь считали грехом и другие малоизвестные факты о лекарстве в то время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
С легким кошмаром! Самые жуткие и отвратительные банные обычаи Руси
Старинное русское пожелание «С легким паром», которое используют завсегдатаи бань, немного теряет свою привлекательность после изучения ряда специфических банных обычаев, испокон веку практикующихся на Руси. Если вы думаете, что русские парные кроме мытья использовались только для гаданий и любовных утех, то глубоко заблуждаетесь. Существует множество жутких обрядов, вязанных с этим сакральным для русского человека местом.
Банные похоронные обряды
Многим известно, что на Руси в банях принимали роды и там же готовили в последний путь умерших. Но мало кто знает, что там же парили души мертвых на сороковой день. Родственники покойного брали новый кусок мыла и лучший веник, чтобы «парить» пустую лавку, на которой якобы расположилась душа.
Существовали особые пожелания для умершего, чтобы банька приносила ему больше удовольствия. В некоторых районах России парили не только на «сороковины», но и на Радуницу – день поминовения усопших. В особый день, посвященный памяти умерших, парили как преставившихся недавно, но и давно умерших родственников, чтобы заручиться их поддержкой.
Стоит ли говорить, что этот языческий обычай не приветствовался православной церковью. Но еще менее христианским считался другой обряд – умерщвления стариков в бане. Этот обычай был распространен в деревнях Ингермандандии (Ижорской земли), вплоть до позднего Средневековья.
Историк Наталья Вялецкая в своей книге «Языческая символика славянских архаических ритуалов» пишет, что умирающих стариков зимой приносили в баню, обмывали как покойника и оставляли на лавке в нижней рубахе. Чтобы душа быстрее отправилась к предкам, над стариком разбирали часть крыши. Мороз быстро делал свое дело, и смерть приходила очень быстро.
Если морозы были особенно сильными, а почва глубоко промерзала, умершего и хоронили прямо в бане – выкопав могилу в земляном полу парной. Весной гроб с останками извлекали и переносили на погост. Вялецкая пишет, что такие обряды практиковали жители деревни Карстала (ныне Коростель, в Кингисеппском районе Ленинградской области).
Пыточный застенок
Хорошо известно, что многие иностранные гости воспринимали русскую парную баню как особое место для самобичевания и несмертельных пыток. Они никак не могли понять, что русские бабы и мужики хлещут друг друга вениками не из-за мазохизма, и не принося жертву своим странным бородатым святым, а просто для очищения души и тела.
Но честно говоря, использовали баню и для настоящих пыток. Практиковали это во времена Опричнины, при Иване Грозном. Нет, в парной не устанавливали дыбу и не загоняли иглы под ногти – подозреваемого просто «парили» горящим веником. Такая изощренная пытка была эффективнее поджаривания несчастного на открытом огне – допрашиваемый испытывал невероятные мучения и при этом мог протянуть достаточно долго.
Идеально подходила русская парная и для другого, более изощренного способа пытки. Допрашиваемого запирали в парной и топили ее до тех пор, пока тот не взмолится о пощаде или не потеряет сознание. Потом бедолагу окатывали водой и пытка начиналась снова. Могли и по-простому – ошпарить строптивого узника кипятком.
Банные мазурики
Русский писатель и краевед Владимир Гиляровский был одним из лучших экспертов в области московского уголовного мира. По его словам, больше всего хлопот столичным любителям пара доставляли банды банных воров. Злоумышленники внешне ничем не отличались от обычных посетителей, также мылись и парились, но в это время зорко поглядывали вокруг, выбирая удобный момент.
Неожиданно один из мазуриков поддавал воды на каменку так, что все оказывались в густых клубах пара и на некоторое время оказывались дезориентированы и ошпарены. Они вскакивали из парной в мыльню, а воры в этот момент срывали с шестов одежду и ретировались. Иногда они прятали одежду и другие личные вещи тут же, в бане, чтобы не попасться с ними на выходе и забрать позднее.
Так орудовали в «простонародных» банях. Там, где основным контингентам были купцы, зажиточные горожане и люди дворянского сословия, работали гардеробы. Сдав одежду, посетитель получал жестяной номерок на веревочке, который можно было повесить на шею или запястье. В таких парных воры умудрялись незаметно подменить номерок и забрать дорогую одежду в гардеробе. Кстати, стоимость украденного приходилось возмещать служащим бани.
В Москве многие владельцы бань и даже отдельные работники, платили преступникам «отступные». Это позволяло сохранить не только деньги, но и репутацию заведения. Воры, получавшие стабильную мзду от бань, следили за тем, чтобы там не орудовали чужаки. С нарушителями расправлялись быстро и жестоко – их беспощадно калечили или даже убивали.
Вообще, парные бани считались опасным местом промысла и воры боялись попасться там сильнее, чем в лавке или на рынке. Боязнь быть пойманными была не напрасной, ведь баня для русского человека – святое, а обокравший беспомощного, намыленного посетителя не заслуживал никакого снисхождения.
Поэтому полицию, от которой воришка легко мог откупиться, вызывали далеко не всегда, а со злоумышленником расправлялись своими силами. Пойманного с поличным вора нагим привязывали к одной из колонн парной или мыльни и каждый имел возможность выместить на нем свою злобу. Преступников пинали, щипали и били в лицо кулаком, выкручивали им носы и уши, хлестали арапниками и колотили тростями.
Иногда наказуемый не выдерживал экзекуции и отдавал Богу душу – в таком случае искать виновного было бесполезно. Но чаще всего милосердный русский народ вовремя прекращал расправу и избитого до полусмерти жулика выбрасывали в чем мать родила на улицу. При этом скидки ему не делали, даже если на дворе стоял трескучий мороз.
Бани и гомосексуализм
В конце 19 – начале 20 столетия бани в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург стали использоваться гомосексуалистами как места свиданий. Особенно славились своим «голубым» контингентом питерские парные. Журналист Руадзе, специализировавшийся на криминальных новостях, писал в 1905 году, что Знаменские бани в Санкт-Петербурге превратились в настоящий мужской бордель.
В этих банях можно было не только уединиться с любовником в отдельном номере, но и попросить банщика о «дополнительных услугах», оплачиваемых отдельно. Доходило до того, что постоянные посетители бань покупали абонементы на стандартные и нестандартные услуги персонала. На свой вкус банщика или массажиста выбирали в специальных альбомах, похожих на те, что предлагали клиентам в дорогих публичных домах.
Завсегдатаями «голубых» бань были многие известные личности того времени и даже особы царских кровей. Например, известным любителем «попариться с дополнительными услугами» был великий князь Константин Константинович, дядя последнего российского самодержца Николая II. Работали в банях и проститутки – к началу Первой мировой войны они стали настоящей проблемой для больших городов и предлагали свои услуги везде, где собирались мужчины.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
История чистоты и почему до XVIII века мыться было не принято и запрещалось законом.
В современном значении слово «гигиена», по-древнегречески «здоровье», стало употребляться лишь в XIX веке, хотя оно гораздо древнее. Так звали одну из дочерей бога медецины и врачевания Асклепия. К ним, Гигиее, богиня здоровья, и Панацее, богине – «всецелительнице», обращается знаменитая клятва Гиппократа. Статуя бигинь-сестёр ставились у входа в общественные купальни – греки первыми открыли связь между чистотой и здоровьем.
В Риме горячи бани (термы) появились в правление императора Августа. Начиная с первого века нашей эры импреаторы построили в Риме несколько терм, ставшим любимым местом отдыха горожан. Но набравшее силу христианство обрушилось на изнеженность и разврат, символом которых стали термы. Аскеты первых веков христианства призывали мыться как можно реже, да и то не раздеваясь. Ещё радикально подошли к мытью язычники-монголы – они вовсе его запретели, чтобы неоскорблять духов воды, а нарушителям запрета ломали позвоночник.
Асклепий и Гигиея. По легенде, Асклепий был столь великим врачом, что начал воскрешать мёртвых. Зевс за это поразил его молнией, а затем воскресил как бога с условием не нарушать установленный на Земле порядок.
В средневековой Европе до таких крайностей не доходило, но гигиена была, мягко говоря, не в моде. Канализация, как и водопровод, хорошо развитые в Древнем Риме, в средневековых городах отсутствовали, поэтому обыватели пользовались горшками, содержимое которых утром выливалось прямо в окно. Жители городов месяцами не меняли одежду, а белья не носили вовсе. Те, кто побогаче, отбивали дурной запах, обливаясь духами. Королева Изабелла Кастильская без стеснения призналась, что за всю жизнь мылась только дважды – при крещении и накануне свадьбы. Да и «король-солнце» Людовик XIV , по словам посетивших его русских послов, «смердел аки дикий зверь».
Панацея – богиня, покровительница лекарственного врачевания.
Удивление гостей из России понятно: на их родине и в городах, и в деревнях бани имелись чуть ли не в каждом доме. В «Повести временных лет» говориться, что ещё в I веке апостол Андрей, крестивший славян, подивился их обычаю хлестать себя в бане прутьями и обливаться ледяной водой. Уже в новое время иностранные гости писали в реляциях, видимо, очень грязный народ, поскольку часто моются. Когда в 1606 году в Москве поднялось восстание против самозванца Лжедмитрия, его обвинили ещё и втом, что он «ополячился» и неходит каждую субботу в баню.
Римские термы строились на века. И через тысячу лет, как свидетельствует картина французкого художника Робера Юбера, водопровод в них работал. 1778 год.
После страшной эпидемии холеры, охватившей Европу в 1830 году, в крупных городах начали проводить канализацию.Оставался один шаг к созданию новой науки – гигиены, и этот шаг сделал немец Макс фон Петтенкофер. Сын бедного баварского крестьянина, он стал профессором химии Мюнхенского университета. Поспорив со знаменитым микробиологом Кохом о путях распространения холеры, он бесстрашно выпил пробирку холерных вибрионов – и, как ни странно выжил. Правда застрелился, испугавшись наступления старческого маразма; это было в 1901 году – первому гигиенисту было 82 года.
Почти во всех городах Европы до конца средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Нечистоты выливались на улицу, на головы зазевавшихся прохожих.
В России основоположником гигиены стал швейцарец Фёдор (Фридрих) Эрисман, приехавший в Петербург из любви к превой русской женщине-врачу Надежде Сусловой ( она была сестрой Аполлинарии Сусловой, любовницы Ф.М. Достоевского). На новой родине Эрисман боролся с эпидемией тифа, инспектировал санитарное состояние московских фабрик, спроектировал новые парты, за которыми у детей меньше портилось зрение.
На Руси при отсутствии бани, крестьяне мылись и парились забравшись в печь, там было просторно и тепло.
Его ученик Николай Семашко стал советским наркомом здравоохранения и активно пытался внедрить гигиену в жизнь рабочих и крестьян. Несмотря на все усилия, две трети человечества до сих пор живёт в антисанитарных условиях, пьёт грязную воду, дышат отравленным воздухом, не соблюдает элементарных правил гигиены. Но соблюдающие всё равно болеют. Быть может, потому что наша иммунная система ослабла и уже не справляется с болезнями. Выходит, гигиена способна приносить не только пользу? Возможно, ведь всё на свете имеет свою оборотную сторону. Но, сравнивая сегодняшний мир с тем, каким он был два столетия назад, врядли захочется вернуться в «естественную» среду.