3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое рутинный забор

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

Типы забора органов для трансплантации от трупа и связанные с ними моральные проблемы

Существует три типа забора органов от трупа, которые имеют различное моральное содержание, – рутинный забор; забор, основанный на презумпции согласия; забор, осуществляющийся через механизмы информированного согласия.[ . ]

Здесь в полной мере реализуется исходная установка утилитаристской этики (см. гл. I), согласно которой действие морально оправдано, если оно производит наибольшее количество блага для наибольшего числа людей. Некоторое ограничение права на автономию индивида, который лишается права контролировать судьбу уже бесполезных для него останков, перевешивается очевидным благом для общества в лице потенциальных реципиентов, жизнь которых может быть спасена в результате пересадки.[ . ]

Подобная практика и подобное отношение, однако, морально ущербны, поскольку лишают человека права быть хозяином своего тела, осуществляя контроль над ним непосредственно – через механизм завещания или опосредованно – через волеизъявление своих родственников. Моральная заповедь ‘не укради!” предостерегает не только против нарушения уголовного закона, который может и отсутствовать, но и против любого присвоения человеком того, что ему не принадлежит. Отношение к чужой собственности характеризует развитость морального самосознания граждан. Как справедливо утверждает американский философ Р. Витч, “в обществе, которое ценит достоинство и свободу личности, мы должны иметь возможность контролировать то, что происходит с нашими телами не только при жизни, но и, в разумных пределах, после ее окончания”.[ . ]

Механизм презумпции согласия (или предполагаемого согласия), заложенный в ныне действующий российский закон по трансплантологии, является важным шагом на пути признания этого права и, следовательно, на пути улучшения моральных стандартов отечественной трансплантологической практики. Этот принцип отличается от рутинного забора тем, что хотя специальное разрешение на забор органов после смерти и не испрашивается, но согласие на такой забор предполагается, то есть констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции.[ . ]

Статья в тему:  Как открыть сауну в казахстане

Действующий закон по трансплантологии предоставляет право на отказ как самому человеку – заранее, так и его родственникам – после его смерти. Важно, однако, чтобы это право могло быть реализовано на практике. Население должно быть информировано о своем праве на отказ, понимать содержание этого права и знать, как оно может быть реализовано. То обстоятельство, что механизм отказа разъяснен лишь в ведомственной инструкции Минздрава, является существенным препятствием на пути реализации позитивных сторон презумпции согласия и нарушением прав граждан. В свою очередь, поскольку механизм отказа не оформлен юридически, дополнительный риск предъявления жалоб и даже судебных исков со стороны родственников умершего ложится и на медиков, изымающих органы и ткани в целях трансплантации.[ . ]

Презумпция согласия вполне соответствует коллективистским ценностным ориентациям, которые свойственны отечественным моральным традициям. Запреты и предубеждения против использования органов умерших людей для трансплантации основываются обычно не на рациональной аргументации, а на архаичном символизме, смысл которого напрочь утерян современными людьми, поскольку он был неразрывно связан с определенного рода социальной практикой древних цивилизаций. Как подчеркивает американский исследователь этого вопроса Э. Лови, “сообщества состоят из личностей, каждая из которых имеет свои заботы и проблемы. Если некоторое сообщество считает себя заботливым и добродетельным, то эта заботливость должна проявляться в разумных поступках отдельных граждан. Новые связи, которые устанавливаются между людьми в результате того, что органы умершего гражданина используются для спасения жизни и восстановления функций живущих, являются символами любви и взаимной заботы”.[ . ]

Новый символизм любви и взаимопомощи приходит на смену старому, как бы развивая его гуманистическое содержание. “Вместо того, чтобы насильственно разрушать символы, презумпция согласия их развивает. Некоторые рассматривают мертвое тело в качестве священного неприкосновенного объ-екта-символа, страшась его осквернения. При этом они упускают из виду, что в теле умершего есть жизнеспособные органы и ткани, и что спасение жизни других членов сообщества зависит от доступности этих органов и тканей. Мертвое тело человека становится мостом, связывающим его с жизныо других людей – новой формой социального символизма, не разрушающей старую. Оно по-прежнему может рассматриваться в качестве священного объекта и охраняться особыми моральными нормами. В этом отношении уважение к умершему полностью сохраняется”.[ . ]

Статья в тему:  Можно ли мазать лицо медом в бане

В основе подхода, опирающегося на информированное согласие, лежит фундаментальное право индивидуума на само-детерминацию, автономию. Человек должен иметь возможность сам распоряжаться своей жизнью и своим телом, в том числе – в разумных пределах – и после смерти. В то же время информированное согласие не противоречит и общественному интересу в получении органов и тканей для пересадок.[ . ]

Специфика реализации общественного интереса в данном случае состоит в добровольном делегировании индивидуумами определенных прав по распоряжению собственным телом после смерти обществу или, точнее, определенным структурам, уполномоченным представлять этот интерес. Информированное согласие представляет собой более демократичный механизм, чем рутинный забор, при котором медики как бы присваивают себе право распоряжаться телом умершего без его разрешения.[ . ]

Вместе с тем подход, основанный на информированном согласии донора (или его родственников), существенно затрудняет заготовку органов и тканей для пересадки, наделяет врачей весьма непростой в психологическом отношении обязанностью обращения к родственникам умершего в тяжелое для них время потери близкого. Многие врачи считают это аморальным.[ . ]

Моральные проблемы пересадки органов от трупа

Использование трупа человека в качестве источника орга­нов для пересадки вызывает целый спектр непростых мораль­ных проблем.

Так, например, все мировые религии запрещают нанесение по­вреждений телу умершего человека, предписывают бережное и почтительное отношение к нему.

Центральное место среди этих проблем занимает вопрос о надежно­сти диагностики смерти мозга.Неинформированность населения о мерах, осуществляе­мых органами здравоохранения но обеспечению надежности применения процедур постановки диагноза смерти мозга, со­здает благоприятную почну для необоснованных обвинений, распространения слухов и, в целом, подрывает общественное доверие в отношении деятельности медиков в области транс­плантологии. Примером этого является нынешняя ситуация в области трансплантации в нашей стране.

Статья в тему:  Почему сип панели плохие

В рамках проблемы пересадки органов от трупа необходимо назвать три типа забора органов от трупа, которые имеют различное моральное содержание, –

· за­бор, основанный на презумпции согласия;

· забор, осуществля­ющийся через механизмы информированного согласия.

Рутинный забор осуществлялся в СССР, фактически нередко осуществляется и в современной России. Власти могут по своему усмотрению распоряжаться телом умершего человека. Службы здравоохранения имеют полномочия производить вскрытие, забирать органы для науч­ных и прочих манипуляций, использовать физиологические жидкости и ткани трупа для самых разных целей. Тело умерше­го человека в данном случае трактуется как государственная собственность, которую медики могут использовать в общест­венных интересах. Подобная практика и подобное отношение, однако, мо­рально ущербны, поскольку лишают человека права быть хозя­ином своего тела, осуществляя контроль над ним непосредст­венно – через механизм завещания или опосредованно – через волеизъявление своих родственников.

Механизм презумпции согласия (или предполагаемого согла­сия) заложен в ныне действующий российский закон по трансплантологии. Этот принцип отличается от рутинного забора тем, что хотя спе­циальное разрешение на забор органов после смерти не испра­шивается, но констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции. Т. е., если на момент изъятия органов медицинское учреждение было поставлено в известность об отказе от трансплантации, то естественно, что данная манипуляция не может быть осуществлена. Действующий закон по трансплантологии предоставляет право на отказ как самому человеку – заранее, так и его родст­венникам – после его смерти.Тот же принцип презумпции согласия распространяется при аутопсии, при условии отсутствия подозрения на насильственную смерть.

Информированное согласие потенциального донора в форме прижизненного распоряженияили согласия членов семьи по­сле его смерти используется в Соединенных Штатах, Голлан­дии, Португалии и ряде других стран. Такой подход (его иногда называют “презумпция несогласия”, поскольку в данном случае предполагается, что отсутствие явно выраженного согласия рав­носильно отказу). Информирован­ное согласие представляет собой более демократичный меха­низм. Вместе с тем подход, основанный на информированном согласии донора (или его родственнике)», существенно затруд­няет заготовку органов и тканей для пересадки, наделяет вра­чей весьма непростой в психологическом отношении обязан­ностью обращения к родственникам умершего в тяжелое для них время потери близкого. Многие врачи считают это амо­ральным.

Статья в тему:  Какой веник для бани лучше всего

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ У ТРУПА. Этические принципы эксплантации органов и тканей у трупа. Типы регулирования : рутинный забор, – презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемДарья Кривощекова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ У ТРУПА. Этические принципы эксплантации органов и тканей у трупа. Типы регулирования : рутинный забор,” — Транскрипт:

1 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ У ТРУПА. Этические принципы эксплантации органов и тканей у трупа. Типы регулирования : рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия. Аргументы сторонников презумпции несогласия.

2 ЭТИКО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСМЕРТНОЙ ЭКСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ( ИЛИ ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА 2 Основным источником органов и тканей для трансплантации является трупное донорство. рутинное изъятие принцип презумпции согласия принцип презумпции несогласия. Существуют три основных вида юридического регулирования изъятия органов у умершего человека :

3 Необходимо посмотреть на эту проблему не только с точки зрения больного (реципиента), но и с точки зрения умершего, у которого изымают органы (донора), а для этого нужно проанализировать виды юридического регулирования изъятия органов.

4 Суть принципа рутинного забора заключается в том, что тело после смерти человека согласно этому принципу становится собственностью государства. Это означает, что решение об изъятии органов принимается исходя из интересов и потребностей государства.

5 В частности, они дают службам здравоохранения полномочия производить вскрытие, забирать органы для научных и прочих манипуляций, использовать физиологические жидкости и ткани трупа для самых разных целей.

6 Здесь в полной мере реализуется исходная установка утилитаристской этики: некоторое ограничение права на автономию индивида, который лишается права контролировать судьбу уже бесполезных для него останков, перевешивается очевидным благом для общества в липе потенциальных реципиентов, жизнь которых может быть спасена в результате пересадки.

Статья в тему:  Чем обшить дверь в бане

7 Подобная практика лишает человека права быть хозяином своего тела, осуществляя контроль над ним непосредственно – через механизм завещания или опосредованно – через волеизъявление своих родственников.

8 Моральная заповедь не укради! предостерегает не только против нарушения уголовного закона, который может и отсутствовать, но и против любого присвоения человеком того, что ему не принадлежит. Отношение к чужой собственности характеризует развитость морального самосознания граждан.

9 Как справедливо утверждает американский биоэтик Р. Витч : “в обществе, которое ценит достоинство и свободу личности, мы должны иметь возможность контролировать то, что происходит с нашими телами не только при жизни, по и. в разумных пределах, после ее окончания”

10 Основные принципы рутинное изъятие принцип презумпции согласия принцип презумпции несогласия. Рутинное изъятие утратило свою правомерность в современном обществе, поэтому правильнее будет сказать, что основных принципа два : принцип презумпции согласия и принцип презумпции несогласия.

11 ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ Презумпция согласия означает, что каждый гражданин изначально согласен, что его органы после смерти будут использованы для пересадки другим. Т. е., если на момент смерти человека у врачей не будет документа от пациента, что он против, или не придут и не заявят об этом родственники, то органы могут быть забраны. Отсутствие выраженного отказа трактуется данным принципом как согласие.

12 Этот принцип изложен в ст.8 Закона «О трансплантации органов…» «Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей»: «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо или его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту».

Статья в тему:  Почему маски для волос лучше делать в бане

13 В то же время закон не обязывает медицинских работников испрашивать разрешение родственников на изъятие органов у трупа в момент смерти близкого им человека.

14 Задачи Закона «О погребении и похоронном деле» сформулированы в ст.1 и касаются только вопросов погребения. Однако положения ст.5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» выходят за пределы предмета закона и регулируют отношения в вопросе согласия или несогласия на изъятие органов и (или) тканей умершего: Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти. 1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее – волеизъявление умершего) – пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: – о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; – о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; – быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации;.

15 Важнейшим условием для реализации права человека или его родственников на отказ от изъятия органов является полная информированность населения о сути этого права и о механизмах фиксации своего отказа. На примере России можно сказать, что на сегодняшний день большинство не знает, что по закону все граждане согласны быть донорами и врач не обязан спрашивать согласия у родственников умершего. Данная модель фактически нарушает принцип добровольного информированного согласия. При таком принципе возникает риск криминализации данной отрасли медицины.

16 Положительной стороной «презумпции согласия» является то, что этот принцип формирует источник большего количества органов для трансплантации. Для врачей существенно облегчается процедура получения органов, им не нужно получать согласие от родных.

Статья в тему:  Как построить баню из шлакоблоков своими руками

17 В соответствии с презумпцией несогласия предполагается, что каждый человек заранее не согласен с тем, что его органы будут пересажены другому человеку. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕСОГЛАСИЯ Органы можно изъять только в случае получения прижизненного согласия от самого человека либо согласия родственников после его смерти.

18 презумпция несогласия принцип узкого согласия Принцип узкого согласия предполагает учет только мнения потенциального донора. Волеизъявление родственников не учитывается. принцип расширенного согласия. При расширенном согласии учитывается не только волеизъявление донора при жизни, но и родственников донора после его смерти.

20 Каждый гражданин должен определить свое личное отношение к данной проблеме, а государство, должно обеспечить надежную законодательную базу для реализации принятого решения и защиты прав граждан, как реципиентов, так и доноров.

21 Подобная система создает условия для придания исключительного права личности или ее родственников на определение судьбы своего физического тела, обеспечивает охрану телесной неприкосновенности после смерти человека, снижает потенциальную возможность криминализации данной отрасли медицины, усиливает веру человека в достойное отношение к его телу после смерти.

Что такое рутинный забор

Уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на сайте Всероссийского журнала «Наука молодых (Eruditio Juvenium)», который издается Рязанским государственным медицинским университетом имени академика И.П. Павлова. В журнале публикуются оригинальные научные статьи молодых ученых по проблемам теоретической и прикладной медицины, медицинской биологии и психологии, педагогике и методологии медицинского образования.

Результаты научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей, докторантов, соискателей, аспирантов и студентов могут быть представлены не только в виде научных статей, но и заметок из клинической практики, нормативных документов, сведений о перспективных изобретениях и рационализаторских предложениях, материалов по истории клиник и лечебных учреждений. Редколлегия журнала принимает статьи от ученых из любых регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет отбирать из представляемых в журнал работ действительно лучшие.

Статья в тему:  Как сделать забор с воротами и калиткой

Все статьи подлежат обязательному рецензированию. Надеемся, что наш журнал предоставит широкие возможности для публичного выступления и обсуждения результатов работ молодых ученых, будет способствовать интеграции и координации их деятельности, содействовать повышению научного и профессионального уровня.

Приглашаем авторов к активному наполнению редакционного “портфеля”.

Главный редактор журнала, д.м.н., профессор Р.Е. Калинин


«Наука молодых (Eruditio Juvenium)»
рецензируемый научно-практический медицинский журнал
(ISSN 2311-3820).

  • Выходит 4 раза в год.
  • Основан в 2013 году.


Учредитель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова” Министерства здравоохранения Российской Федерации

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС77-69031 от 07 марта 2017.

Подписной индекс – 70110

Включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (№2124 от 06.06.2017).

Журнал индексируется в следующих базах данных и информационно-справочных изданиях:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: