11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где снимали баню ирония судьбы

Чертаново, Тропарево, Арбат: где жили герои главных комедий Эльдара Рязанова

18 ноября исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Эльдара Рязанова, автора комедий, составляющих золотой фонд отечественного кино, сочетающих юмор с большой любовью к людям и удивительно точно документирующих свое время. И не стареющих с годами, что удивительно. Споры о масштабе личности Жени Лукашина из «Иронии судьбы» разгораются как по часам каждый Новый год, а фразы «Хорошие сапоги — надо брать», «Какая гадость эта ваша заливная рыба», «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?», прозвучав в разговоре, моментально сближают собеседников, настраивая на добродушный лад.

В день рождения режиссера mos.ru предлагает пройтись по местам съемок его комедий — почти все они прошли в Москве. Запоминайте адреса и рассказ москвоведа Татьяны Воронцовой, одевайтесь потеплее и прогуляйтесь у дома Людмилы Прокофьевны Калугиной из «Служебного романа», дойдите до здания, где располагалось НИИ охраны окружающей среды в «Гараже», и пройдитесь по Сретенке, где была комиссионка, в которой работал спекулянт Дима Семицветов в картине «Берегись автомобиля»

«Служебный роман»

Когда речь заходит о наследии Эльдара Рязанова, все, я думаю, вспоминают в первую очередь «Служебный роман» — фильм, который много раз смотрели, с удовольствием пересматривают и будут смотреть еще долгие годы. Этот фильм интересен не только блестящим актерским составом и тонким добрым юмором, но и тем, как в нем показана Москва семидесятых годов. Работая над сценарием, Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский филигранно распределили дома главных героев по карте столицы — с учетом их социального статуса.

Судите сами. Героиня Алисы Фрейндлих, мымра Калугина живет в статусном доме-свечке на Большой Никитской. К моменту съемок эти дома только-только сдали в эксплуатацию. Это было престижное жилье в самом центре, сюда заселялась очень непростая публика, так что директор статистического учреждения товарищ Калугина, общающаяся с министрами на короткой ноге, вписалась сюда идеально.

Или вот товарищ Самохвалов, которого играет Олег Басилашвили, — столичный франт, недавно вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию. Его Рязанов и Брагинский поселили в самом центре, на улице Горького, в доме, где жил министр культуры CCCР Екатерина Фурцева (сегодня это дом 9 по Тверской).

Недотепа Новосельцев (Андрей Мягков) живет не в элитном по тогдашним меркам районе, хотя и почти в центре. Его дом находится недалеко от современной станции метро «Достоевская» в переулке Чернышевского — там он ходит после работы в магазин, а по утрам отводит своих мальчишек в школу.

Романтичная Оленька Рыжова в исполнении Светланы Немоляевой по сценарию живет за городом. Эпизоды снимали на железнодорожной станции Лосиноостровская, что довольно любопытно, потому что к моменту съемок этот район был вполне себе уже Москвой. В фильме подмосковную станцию можно узнать по специфической архитектуре: деревянный вокзальчик, старая платформа с навесом. Сейчас облик станций унифицирован, а тогда у каждой были свои отличительные признаки.

Статья в тему:  Как посадить дикий виноград вдоль забора

Секретарь Калугиной Верочка (Лия Ахеджакова) живет в Чертанове. В 1970-х годах это был один из лучших новых спальных районов — экспериментальные дома, жилые кварталы строились сразу с социальной инфраструктурой. В начале фильма есть такой момент: Верочка выглядывает посмотреть, не идет ли трамвай, под закадровый голос Мягкова, который сообщает, что наряды у нее заграничные, а зарплата — секретарская. В это время можно разглядеть, что она стоит на Чертановской улице.

Еще одно интересное место — собственно, само статистическое учреждение, где работают герои. Съемки проходили сразу в двух домах — киношники часто прибегают к таким приемам. Подъезд, холл и буфет — это здание Министерства речного флота СССР на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Крыша, где Калугина поливает цветы и плачется в жилетку Новосельцеву, — это крыша знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке с видом на Тверскую улицу. Рабочие места героев обустроили прямо на «Мосфильме».

«Девушка без адреса»

Это ранний фильм Рязанова, и с момента съемок в Москве поменялось очень многое. Пожалуй, самое замечательное здесь — вереница адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…» В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много — чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса.

Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на Молчановке, построенном в 1914 году. Кстати, эти львы мелькают не только в этой комедии, но и в других фильмах — «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая и «Офицерах» Владимира Рогового.

Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу, Старую и Новую площади. Интересный момент связан с дедушкой Кати, который по сценарию работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось — и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на «Мосфильме».

Статья в тему:  Какие бывают заборы из сетки

«Гараж»

99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Как вспоминал Эльдар Александрович, это было самым сложным моментом в работе над фильмом: показывать одних и тех же людей в одних и тех же декорациях и не потерять зрительского внимания — задача не из легких.

Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды, где заседают ученые-зоологи и пайщики гаражного кооператива по совместительству, снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого, как в «Служебном романе». Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи — это классический дом-усадьба Воронцовых-Раевских, который находится на Петровке (дом 14), в Москве, а внутри это… ленинградский Зоологический музей РАН.

Показывают нам и сцену субботника — в самом начале, когда идут титры. Ее снимали неподалеку от «Мосфильма», во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 — дом, где жил со своей мамой скромный любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин, которого сыграл Андрей Мягков. Этот дом не пропустишь — на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме 113.

В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, — улица Новаторов, церковь в Тропареве.

Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург. Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в ленинградской квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград.

Одна из главных загадок «Иронии судьбы» — та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания вместе со своими друзьями. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности — неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.

«Берегись автомобиля»

Начнем с героя Андрея Миронова — молодого работника Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники и прочую аппаратуру. Он живет на Смоленской набережной, в доме 2а. На кадрах хорошо виден метромост — рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, — а также набережная Тараса Шевченко.

Статья в тему:  Кто ставил забор из профнастила

Комиссионка, в которой работает Дима, — это трехэтажный квадратный домик на Сретенке (дом 1). Правда, комиссионного магазина там не было — здесь работал магазин «Цветы». Там же, в начале Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский). Церковь на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был Музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом.

Конечно, важное место — Садовое кольцо, на котором снимали сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотёчная площадь. Ну и незабываемый финал, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, — это узнаваемая эстакада возле Парка Горького, которая тогда только-только открылась.

«Иронии судьбы» – 45 лет!: Рыба все-таки не была гадкой, или как снимали сцены поцелуев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова

15 декабря 2020 20:00

«Какая гадость эта ваша заливная рыба!» Цитаты из популярного советского фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» любят и помнят многие. Несмотря на то что в этом году лента празднует свое 45-летие, кажется, что лента, ставшая символом Нового года, не надоест никогда. Вот и в этот раз 31 декабря многие из нас прильнут к экранам, чтобы посмотреть невероятную историю Жени Лукашина, объединившую Москву и Ленинград. Накануне главного зимнего праздника «Комсомолка» узнала, каково было Ипполиту мыться в одежде в душе, были ли рыба действительно гадкой и как обычная анекдотичная история вылилась в картину на века.

«ГОНОРАРЫ У ФИЛЬМА БЫЛИ МАЛЕНЬКИЕ»

Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский изначально даже не думали над созданием картины. Они услышали реальную историю мужчины, над которым решили пошутить друзья, отправив спящим подшофе в другой город на поезде…

– Эта история возникла как анекдот, – смеется сын сценариста Эмиля Брагинского Виктор. – Они часто брали какую-то ситуацию для своих сценариев. Так и тут у них выдалась свободная пауза между съемками фильмов, и они решили написать пьесу, которая была бы удобна для любого театра по составу артистов – от возрастных до молодых. Это был чистый водевиль, но не идея сценария фильма. В Москве театры не особо жаловали эту пьесу, однако по стране постановка прошла более чем в ста театрах. Был очень большой успех. В тот момент мой отец попал в больницу с инфарктом. И тогда Эльдар Александрович решил взять эту вещь как основу для сценария. Вот такая предыстория.

Статья в тему:  Как сделать забор из частокола

Эльдар Рязанов очень тщательно подходил к подбору актеров. Играть Ипполита изначально должен был Олег Басилашвили, он даже принял участие в съемках, однако в этот момент у него скончался отец. Тогда Рязанову срочно пришлось искать замену, при этом нужен был человек, сильно похожий на Басилашвили, ведь сцена, где Надя Шевелева выбрасывает фотографию Ипполита в окно, была уже отснята, а на фото видно лицо актера. К счастью, почти никто из зрителей не заметил, что на снимке запечатлен не Юрий Яковлев.

Что интересно, все артисты сами жаждали сняться у Рязанова, несмотря на то что гонорары у картины были ограниченны, ведь изначально широкий прокат отказался заказывать ленту. «Иронию судьбы» снимали как телевизионный проект.

– Гонорары у фильма были пониженные, но мы не думали о деньгах. Не было разговора об этом, хотя проблемы из-за этого были у Эльдара Александровича, – вспоминает оператор фильма Вадим Алисов. – У нас даже не было фотографа на картине: обычно к съемкам прикрепляют человека, который снимает каждый кадр. Но по смете он у нас не предполагался – она была пониженная. Был даже скандал из-за этого, ведь половину денег себе забирал «Мосфильм», еще часть – телевидение. На съемки оставались крохи, но Рязанов добился, чтобы все-таки сделали полноценную смету, потому что иначе у нас все разобрали на куски. А деньги были нужны, особенно на экспедицию в Ленинград. Мы там провели две недели, снимали натуру лирического характера. Проходы Брыльской по Ленинграду под музыку и проезды на машине.

«БРЫЛЬСКА СКАЗАЛА: КАКИЕ ПРОБЫ? Я ПРИЕХАЛА ИГРАТЬ!»

Однако для актеров пониженная смета не стала препятствием, ведь возможность сняться у Рязанова было билетом в большое кино.

– Я сразу согласился играть роль в этом фильме, – с улыбкой делится Андрей Мягков. – Мне понравился сценарий и режиссер. Мне показалось, что там много возможностей для интересной работы. Это ведь новогодняя история любви. Все это было забавно и памятно. Сложностей в игре не было, у нас были нормальные рабочие отношения с Барбарой Брыльской. Но вне съемок никак и никогда мы с ней не встречались.

Барбара Брыльска попала в ленту случайно. Пробы актрисы на роль Нади Шевелевой шли долго, но Эльдара Рязанова не устраивали местные артистки. Как он сам рассказывал, в один момент он вспомнил про польскую актрису, которую видел в фильме «Анатомия любви». Нашел телефон и позвонил ей в Варшаву. Однако участники съемок вспоминают, что режиссеру все же намекнули на нее.

Статья в тему:  Можно ли печь для бани использовать как отопительную

– Барбара Брыльска попала в фильм случайно, но закономерно, – добавляет оператор Вадим Алисов. – Актрису искали. Света Немоляева пробовалась, но она не устроила Эльдара Александровича. Тогда кто-то из участников съемок, по-моему, это был второй режиссер, сказал: «Вы знаете, у меня у сына над кроватью висит портрет очень симпатичной актрисы». Он выяснил подробности. Оказалось, это польская актриса, а снимок был в журнале «Экран». Она снималась в Москве для фильма «Освобождение» и ее контакты были на «Мосфильме». Барбара тут же приехала. Эльдар Александрович ей сказал: «Давайте пробоваться».А она ответила: «Какие пробы? Я приехала играть роль!» Мало того что она так сказала Рязанову, до этого она заявила в Польше, что будет сниматься в главной роли! Она достаточно оборотистая дама.

Сама Барбара Брыльска сейчас в Польше. Она призналась «КП», что находится на самоизоляции, не принимает гостей и никуда не выходит. «Иронию судьбы» она вспоминает с большой теплотой.

– Она никогда не высказывала никаких соображений по поводу внешности других людей. Она была очень осторожна в высказываниях, – продолжает Вадим Алисов. – Сейчас ходят слухи, что она якобы просила снимать поцелуи со спины, потому что не хотела целоваться. Но я был на всех съемках и ни разу по этому поводу разговора не было. Западные актрисы – они свободны, прятать поцелуи – это бред. Да и вообще никаких конфликтных ситуаций не было. Даже намека. Сам Рязанов, например, мог поругаться с кем угодно, но не с актерами.

«КАРТИНУ ХОТЕЛИ ЗАПРЕТИТЬ»

Интересно, что легендарный фильм после съемок был на грани закрытия из-за обвинений в пропаганде алкоголизма. Из-за этого Эльдар Рязанов сильно нервничал.

– Картину хотели запретить. Я относился к этому, как большой глупости и идиотизму, – признается актер Андрей Мягков. – Сейчас говорят, что перед сценой в бане мы пили алкоголь по-настоящему, но это неправда, наговор. Это было, но не перед съемками, в разные моменты. Поймите, Эльдар Рязанов был и мягким, и жестким, и требовательным. У него всегда был порядок. При этом он нас перед съемками всегда наставлял и направлял, потому что все же были сложности в игре. Вообще все эпизоды для меня были сложные, но на экране это все выглядело легко. Эльдар сумел это сделать.

Любовь всей жизни Барбары Брыльска

Каждый год 31 декабря мы с друзьями смотрим «Иронию судьбы, или С легким паром!». Барбара Брыльска удивляется: «Не надоело?» На свою деликатную героиню Надю Барбара совсем непохожа

Статья в тему:  Как сделать столбы для забора своими руками

Сцена в бане на тот момент вызвала большой резонанс среди чиновников, поэтому ее хотели даже вырезать.

– Это сцена действительно была под вопросом. Якобы пропагандирует пьянство. Ее просили вырезать, но фильм никто не закрывал. Были просьбы сделать коррективы, – поясняет Викторы Брагинский. – А что они пили на самом деле – это все хохмы. У Эльдара Александровича действительно всегда был жесткий порядок.

Фильм все же было решено выпустить без вырезания сцены в бане, но Эльдара Рязанова попросили записать обращение перед показом ленты. К такому решению режиссер отнесся положительно, ведь во многом картина была экспериментальной и для него.

– Впервые мы снимали ленту сразу тремя камерами, – поясняет Вадим Алисов. – На «Мосфильме» была установлена новая немецкая система. Она была закуплена и установлена в нашем десятом павильоне. И Эльдар Рязанов взялся осваивать эту систему. Ему очень понравилось. Шла постоянная съемка, каждый дубль снимался целиком с трех камер. Возможно, он ощущал себя, будто в неизвестную прорубь окунается, но этого было не видно. На сцене вообще никаких обсуждений не было, потому что наш звукооператор требовал тишины, он писал чистый звук. И только ассистент режиссера говорил: «Ну сколько можно снимать, я не успеваю приносить пленку!» (Смеется.) Он занимался зарядкой кассет. А мы ежедневно после смены смотрели полнометражный фильм. Это два с лишним часа. Рабочий день длился восемь часов.

«РЫБА ВСЕ-ТАКИ НЕ БЫЛА ГАДКОЙ»

По словам оператора, «Ирония судьбы» снималась легко и непринужденно. Дублей было немного – максимум три-четыре.

– Это все благодаря игре актеров. Брыльска очаровательная и замечательная актриса. А Мягков понимал Рязанова с полуслова, – вспоминает Алисов. – Импровизации были почти во всех сценах. Куда пойти, где присесть. Актеры импровизировали, но это не выходило за рамки сюжета.

Актеры вспоминают, что слова Ипполита в сцене с душем – «тепленькая пошла» – были сымпровизированы, как и фраза «какая гадость эта ваша заливная рыба». Все дело в том, что, по воспоминаниям участников съемок, до этого рыба два дня стояла в тепле. Но оператор уверен, что эта фраза все же была в сценарии.

– Юрий Яковлев в одежде заходил в ванную, у него была специальная теплая вода, – поясняет Алисов. – У него не было дискомфорта. Он не высказывал ничего на этот счет. А заливную рыбу, я думаю, взяли, очевидно, из столовой. Был отдельный цех, который занимается реквизитом. Они думали, как ее приготовить. Но в шикарном ресторане, конечно же, ее не стали заказывать. По смете не предполагалось. Слова про рыбу, я думаю, все же были в сценарии. Все остроумные ходы – это Рязанов и Брагинский. Они ведь комедиографы!

Статья в тему:  Что делать после бани

Правда, дружеских отношений между актерами не сложилось. Андрей Мягков, как и остальные артисты, признается, что после съемок они не встречались.

– Дружеские, панибратские отношения не сложились. Но это не часто происходит. Я снимался с тремястами актерами, что же со всеми дружить, что ли? Дружба складывается не таким образом, не совместной работой, – улыбается Мягков.

ПОЧЕМУ КАРТИНА ТАК ПОЛЮБИЛАСЬ ЗРИТЕЛЮ?

«Фильм обязан всему Рязанову»

– Я сама не пересматриваю этот фильм, но полюбился он всей стране, потому что это Рязанов, – объяснила «Комсомолке» популярность картины Лия Ахеджакова. – Все, что с ним связано, это никогда не было не оплевано, не осквернено, не забыто, никто не бросил камень. Как ему это удалось, не знаю, но это удивительно и прекрасно. Что касается второй части фильм, то я категорически не жалею, что не снялась. Вторая часть не планировалась.

«Шедевр, но не стоит его показывать каждый год»

– Нельзя сказать, что это мой любимый фильм, потому что каждый год показывать по несколько раз любой шедевр – это извращение, это покажется надоедливым, – считает Андрей Мягков. – Нельзя надоедать зрителю, но у зрителя, конечно, другое мнение, ему нравится каждый год смотреть эту картину. Хотя мне кажется, это перебор. А кому-то кажется, что очень хорошо.

Ирония судьбы или с легким паром – эпизод из фильма

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО “Комсомольская правда в Санкт-Петербурге”, улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68

По следам героя «Иронии судьбы» — репортаж из Сандуновских бань

К новогодней ночи все готовятся по-своему. Первый канал решил узнать, кто, как и герои легендарной “Иронии судьбы”, 31-го декабря ходит в баню. У каждого – свои мотивы: кто-то согревается перед ночной прогулкой на свежем воздухе, кто-то воспринимает это как символ очищения и обновления перед очередным этапом в жизни.

История из серии “Нелегкая судьба журналиста занесла меня 31 декабря в баню” настолько же классическая, как, собственно, и фраза из “Иронии судьбы” про “Каждый год 31 декабря”.

Статья в тему:  Как построить забор без фундамента

Если Вы думаете, что попасть в баню в самый канун Нового года легко, то глубоко ошибаетесь. В те самые Сандуны, которые так старательно изображали на съемках под мосфильмовской лестницей герои фильма Эльдара Рязанова, на 31 декабря записываются заранее. Очередь в баню в этот день – дело привычное.

“Каждый год 31 числа в 7 часов утра мы должны быть здесь”, – говорит Борис Славин.

“Ну, на самом деле, не в 7 часов утра, а без двадцати”, – уточняет Александр Ворожцов.

Человек, которого в это время в парной “охаживают” вениками сразу два банщика, очень известен в России, но попросил нас показать его здесь только в таком ракурсе, ведь в бане все равны, тем более 31 декабря.

“Именно 31 числа – это единственный день, когда все стоят в очереди: и олигархи, и спортсмены, и обычные люди”, – отметил Борис Славин.

О том, как рязановская “Ирония судьбы” приучила мужскую половину населения нашей страны ходить в баню в определенный день года, рассказано множество историй. Но судите сами. Лететь в наши дни в Москву из Сибири, чтобы попариться здесь с риском дальнейшего перелета в Ленинград, точнее Санкт-Петербург, дорогого стоит.

Понятно, почему фраза из “Иронии судьбы” про “31 декабря, когда мы с друзьями ходим в баню”, несомненный хит у тех, кто делает это. А дальше не менее крылатые выражения: “Что тут пить? Ты их рожаешь, что ли?”, “Не поливайте меня. Я не клумба! Тепленькая пошла”, “Какая же гадость эта ваша заливная рыба”.

С наступающим и с легким паром! И надеемся, никто из нас сегодня не улетит по ошибке в Ленинград.

Какой Новый год без “Иронии судьбы”?! Легендарную картину Эльдара Рязанова Первый канал сегодня покажет в 18:30. Вообще, последний день года проводим с любимой классикой. После выпуска “Новостей” – “Любовь и голуби”, потом “Иван Васильевич меняет профессию”, затем “Ирония судьбы, или С лёгким паром!”, после – торжественные проводы Старого года.

Обратите внимание, что и сегодня, в новогоднюю ночь, и завтра вся праздничная сетка вещания Первого канала – без рекламных блоков. Встречайте Новый год вместе с нами!

По следам съемок фильма “Ирония судьбы”

Съемки фильма «Ирония судьбы» были закончены в июне, и шесть месяцев картина ждала, пока наступит новый, 1976 год, а вместе с ним и телевизионная премьера. Как писал Рязанов в своей книге «Неподведённые итоги», во время этого полугодового ожидания до него регулярно доходили слухи о разных неприятностях по поводу фильма. Во-первых, Рязанову вменялась пропаганда пьянства. А во-вторых, его обвиняли в измене Госкино, из-за того, что он снял фильма для телевидения. В то время между министерствами, отвечающими за кино и телевидение была вражда и Рязанов впоследствии не один раз наказывался председателем Госкино Ермашом, которому формально подчинялся, за этот проступок.

Статья в тему:  Можно ли пить чай после бани

Рязанов в своей книге вспоминает еще одну историю, связанную с выходом фильма на экран. Ее поведал ему министр телевидения (было такое министерство в то время) Лапин. В начале декабря 1975 года в Софрино в Доме творчества на семинар собрались партийные руководители республиканских, краевых и областных комитетов Гостелерадио и им первым показали фильм «Ирония судьбы». Во время выступления на семинаре Лапин спросил, можно ли советскому народу показать такой фильм, на что все участники семинара единодушно сказали, что этого делать ни в коем случае нельзя. Рязановский фильм спасло то, что он понравился всесильному председателю Гостелерадио Лапину и тот смог познакомить с ним лично Леонида Ильича Брежнева и заручиться его поддержкой.

«Иронию судьбы» показали 1 января 1976 года по первой программе в очень удобное время, как говорят сегодня в прайм-тайм. Фильм начался в шесть вечера и шел до программы «Время». Это была та часть праздничных суток, когда люди отоспались, пришли в себя после бессонной ночи, а новое застолье еще не началось. По статистике в тот день фильм одновременно посмотрело почти 100 миллионов человек. Успех фильма был оглушительный. Реакция зрителей была стремительной и восторженной. Как вспоминает Рязанов, началась бесконечная череда телефонных звонков, телеграмм, писем, нигде не дают прохода. Забавно, что несколько телеграмм были отправлены 1 января в 21 час 03 минуты, 05 минут, 06 минут, то есть немедленно после окончания показа. В то время не было ни интернета, ни электронной почты и представьте: только что закончился показ фильм и Вы сразу же выбегаете из дома, чтобы отправить восторженную телеграмму в адрес Гостелерадио или лично Рязанову. Через месяц с небольшим, 7 февраля, после нескольких десятков тысяч зрительских писем в адрес телевидения «Иронию судьбы» повторили по первой программе. Госкино пришлось заказать киновариант, чтобы можно было показывать фильм в кинотеатрах. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку и эта пластинка была очень популярна в народе. Повторный показ вызвал новую волну писем. Было ясно, что народ принял «Иронию судьбы». И с тех пор на каждый Новый год этот фильм показывают снова и снова, но, как правило, ставят в эфир 31 декабря. Правда, фильм еще раз поплатился за «пропаганду пьянства», когда исчез из телевизионного эфира на несколько лет в период всесоюзной борьбы с пьянством. Но благополучно вернулся на телевидение и до настоящего времени остается для россиян таким же обязательным атрибутом Нового года, как и салат оливье на их столе. Как сказал Рязанов в одном из своих интервью: «Я восхищен людьми, которые каждый год 31 декабря смотрят мою картину».

Статья в тему:  Как сделать живой забор из ивы

Очень интересной оказалась история выдвижения «Иронии судьбы» на Государственную премию. Премия в области телевидения была одна, а претендентов в год 60-летия Советской власти было два: безусловный фаворит программа «Время» и совершенно безыдейная «Ирония судьбы». Никакая из официальных структур в год юбилея Советской власти не хотела выдвигать фильм на премию, однако случилось непредвиденное: коллектив объединения «Мосэлектроаппарат», состоящий из обычных благодарных слушателей, не совсем разбирающихся в линии партии, решил, что «Ирония судьбы» достойна награды. Проигнорировать выдвижение фильма рабочим классом было нельзя и бумажная канитель завертелась. Однако выяснилось, что необходима еще поддержка ходатайства рабочего класса какой-нибудь творческой организацией, но Гостелерадио, Союз кинематографистов и «Мосфильм» дружно не рискнули примкнуть к рабочему классу. Выручила киностудия «Грузия-фильм». В том году в Грузии проходил фестиваль телевизионных фильмов и «Ирония судьбы» завоевала на нем приз зрителей и «Грузия-фильм» официально выдвинула картину на Госпремию. Мало того, среди кандидатов на Госпремию была названа и иностранка — Барбара Брыльска, чего не решился сделать даже коллектив «Мосэлектроаппарата», боясь, что это может испортить все дело, ведь никогда ранее ни один иностранный творческий работник не получал Госпремии. Но на фестивале в Тбилиси блондинка Барбара имела особый успех среди мужского грузинского населения. Не включить ее в список было попросту не галантно. Как писал Рязанов: «У грузин — свои правила, особенно в отношении блондинок». Далее последовали аппаратные игры, картину долго мурыжили на разных стадиях, но что примечательно, при окончательном тайном голосовании все члены комиссии в глубине души оказались нормальными зрителями и единогласно проголосовали за «Иронию судьбы».

Перед самым Новым 2017 годом рабочие дела привели нас на юго-запад Москвы и было решено совместить их с посещением мест съемок «Иронии судьбы» на проспекте Вернадского. Ранее много раз по делам были в этих местах, но не догадывались, что здесь снимали эту картину.

Все помнят знаменитый адрес из фильма «3-ая улица Строителей, дом 25». Но не в Питере, ни в Москве на момент съемки фильма не было такой улицы. На самом деле в далеком 1975 году съемки проходили в Москве на улице Вернадского около дома 125 (московский дом Жени Лукашина) и около дома 113 (ленинградский дом Нади Шевелевой). Лишь несколько эпизодов были отсняты на улицах Северной столицы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: