1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как то летом левка примостившись на заборе помахал рукой сереже

Как то летом левка примостившись на заборе помахал рукой сереже

— Давайте посмотрим, — предложил Сережин папа. — Сейчас мы вашего беглеца обнаружим!

Сережа пожал плечами.

— Чудак папа. Очень нужно чужого кота ночью разыскивать!

Во дворе, около сараев, забегал круглый глазок электрического фонарика.

— Мурлышка, иди домой, кисонька!

— Ищи ветра в поле! — хихикнул из кустов Левка. — Вот потеха! Твоего отца искать заставила!

— Ну и пусть поищет! — рассердился вдруг Сережа. — Пойду спать.

— И я пойду, — сказал Левка.

Когда Сережа и Левка еще ходили в детский сад, в нижнюю квартиру приехали жильцы — мать и сын. Под окном повесили гамак. Каждое утро мать, низенькая, прихрамывающая старушка, выносила подушку и одеяло, стелила одеяло в гамаке, и тогда из дому, сгорбившись, выходил сын. На бледном молодом лице лежали ранние морщинки, из широких рукавов висели длинные, худые руки, а на плече сидел рыжий котенок. У котенка были три черточки на лбу, они придавали его кошачьей физиономии смешное озабоченное выражение. А когда он играл, правое ушко у него выворачивалось наизнанку. Больной тихо, отрывисто смеялся. Котенок забирался к нему на подушку и, свернувшись клубком, засыпал. Больной опускал тонкие, прозрачные веки. Мать неслышно двигалась, приготовляя ему лекарство. Соседи говорили:

— Как жаль! Такой молодой!

Статья в тему:  Как работает забор под напряжением

Осенью гамак опустел. Желтые листья кружились над ним, застревали в сетке, шуршали на дорожках. Марья Павловна, сгорбившись и тяжело волоча больную ногу, шла за гробом сына… В пустой комнате кричал рыжий котенок…

С тех пор Сережа и Левка подросли. Часто, забросив домой сумку с книгами, Левка появлялся на заборе. Кусты сирени закрывали его от окна Марьи Павловны. Засунув два пальца в рот, коротким свистом он вызывал Сережу. Старушка не мешала мальчикам играть в этом уголке сада. Они барахтались в траве, как два медвежонка. Она смотрела на них из окошка и перед дождем прятала брошенные на песке игрушки.

Как-то летом Левка, примостившись на заборе, помахал рукой Сереже.

— Смотри-ка… рогатка у меня. Сам сделал! Бьет без промаха!

Рогатку испробовали. Мелкие камешки запрыгали по железной крыше, прошумели в кустах, ударились о карниз. Рыжий кот сорвался с дерева и с шипеньем прыгнул в окошко. Шерсть стояла дыбом на его выгнутой спине. Мальчики захохотали. Марья Павловна выглянула из окна.

— Это нехорошая игра — вы можете попасть в Мурлышку.

— Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Левка.

Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

— Ишь, недотрога какая! Ловко я ее отбрил, — сказал Левка.

— Она небось обиделась, — отозвался Сережа.

— Ну и наплевать! Мне в водосточную трубу попасть хочется.

Левка прищурился. Камешек исчез в густой листве.

— Мимо! На, ты попробуй, — сказал он Сереже. — Прищурь один глаз.

Сережа выбрал камешек покрупнее и натянул резинку. Из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стекла. Мальчики замерли. Сережа испуганно оглянулся по сторонам.

— Бежим! — шепнул Левка. — А то на нас скажут!

Утром пришел стекольщик и вставил новое стекло. А через несколько дней Марья Павловна подошла к ребятам:

Статья в тему:  Как варить сгущенку на водяной бане

— Кто из вас разбил стекло?

— Никто! — выскочил вперед Левка. — Само лопнуло!

— Неправда! Разбил Сережа. И ничего не сказал своему папе… А я ждала…

Как то летом левка примостившись на заборе помахал рукой сереже

Замените разговорное слово «примостившись» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

— (2)Смотри-ка. рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

— (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

— (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

— (10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

— (14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

— (16)Старуха обязательно пожалуется, — говорил Лёвка. — (17)Вот злющая какая! (18)Подожди. я ей устрою штуку! (19)Будет она знать.

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

— (21)Да, хорошо бы, — сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

. (23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

— (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

— (25)Ну что я могу думать, — усмехнулся отец. — (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы.

— (29)Не может быть, — решительно сказала мать, — на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину. (31)Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!

Статья в тему:  Как закрыть поры после бани

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

— (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? — (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

— (35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа.

(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и

медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

— (38)Подлизывается. (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата. (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

— (42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

(46)И ребята не выдержали.

— (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, — решили они.

(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

— (50)Да чего вам от меня надобно-то?

— (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

— (53)Ишь ты. (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

— (61)Только б не упустить теперь, — пыхтел Лёвка. — (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёвка и Серёжа решили украсть кота у Марьи Павловны?»

1) Марья Павловна была злой старухой и не нравилась ребятам.

Статья в тему:  Чем обработать полы в бане от грибка

2) Марья Павловна считала, что дети играют в плохую игру, и обещала пожаловаться родителям.

3) Лёвка и Серёжа решили, что таким поступком покажут умение «постоять за себя».

4) Кот орал днём и ночью и поэтому не нравился ребятам.

Правильный ответ указан под № 3.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоять» (предложение 41).

1) не двигаться некоторое время

2) подождать, не торопиться

3) защитить, не дать обидеть

4) не поскупиться на что-нибудь

Правильный ответ указан под номером 3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Бориса Викторовича Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное пред-ложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.

В приведенном тексте В. Осеевой широко используется диалог. Диалог служит для передачи устной речи. Посмотрим, как строится диалог у Осеевой. Обращает на себя внимание частое использование многоточия в тексте. Многоточие служит для передачи незавершенности мысли, порой, неуверенности героев в своих размышлениях. Примером могут стать предложения № 38—40: (38) «Подлизывается. »; (39) «А вредная всё-таки, — он покрутил головой.»; (40) «— И правда, сама виновата…».

Этой же цели служит и использование односложных назывных предложений. Так, с помощью назывных предложений № 58 («Мурлышка!»), № 59 («Усатенький. ») передается радость ребят после возвращения кота. Эмоции героев помогает передать также и использование восклицательного предложения (№ 58), предложения с многоточием (№ 59).

Статья в тему:  Какая должна быть толщина профлиста для забора

Приведенные примеры подтверждают, что прав был Борис Шергин, когда утверждал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Осеева Валентина Александровна

Книга «Рассказы, сказки, стихи»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • .
  • 40
  • 41
  • »
  • Перейти

Рассказы, сказки, стихи

Валентина Александровна ОСЕЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ

Выходной день Вольки

Девочка с куклой

«Разделите так, как делили работу. «

Чего нельзя, того нельзя

Бабушка и внучка

Кто наказал его?

До первого дождя

Кто всех глупее?

Маленький цыпленок на большой земле

В гости к ягодам

В золотом колечке

Р А С С К А З Ы

О Т Ц О В С К А Я К У Р Т К А

Под окном раздался короткий свист. Прыгая через три ступеньки, Сережа выскочил в темный сад.

В кустах сирени что-то копошилось.

— Иди сюда! Живо! — позвал голос.

Сережа подбежал к товарищу.

— Чего? — спросил он шепотом.

Левка обеими руками прижимал к земле что-то большое, завернутое в пальто.

— Здоровый, как черт! Не удержу никак!

Из-под пальто высунулся пушистый рыжий хвост.

— Поймал? — ахнул Сережа.

— Прямо за хвост! Он как заорет! Я думал — все выбегут.

— Голову, голову заверни ему получше!

Мальчики присели на корточки.

— А куда мы его денем? — забеспокоился Сережа.

— Чего — куда? Отдадим кому-нибудь, и баста! Он красивый, его каждый возьмет.

Кот жалобно замяукал.

— Бежим! А то увидят нас с ним.

Левка прижал к груди сверток и, пригибаясь к земле, помчался к калитке.

Сережа бросился за ним.

На освещенной улице оба остановились.

Статья в тему:  Как правильно ходить в баню для похудения

— Давай привяжем тут где-нибудь, и все, — сказал Сережа.

— Нет. Тут близко. Она живо найдет. Постой!

Левка раскрыл пальто и освободил желтую усатую мордочку. Кот зафыркал и замотал головой.

— Тетенька! Возьмите кошечку! Мышей ловить будет.

Женщина с корзинкой окинула мальчиков беглым взглядом:

— Куда его! Своя кошка надоела до смерти!

— Ну и ладно! — грубо сказал Левка. — Вон старушка идет по той стороне, пойдем к ней!

— Бабушка, бабушка! — закричал Сережа. — Подождите!

— Возьмите у нас котика! Хорошенький, рыженький! Мышей ловит!

— Да где он у вас? Этот, что ли?

— Ну да! Нам девать некуда. Папа с мамой держать не хотят. Возьмите себе, бабушка!

— Да куда ж я его возьму, голубчики мои! Он небось и жить не станет у меня. Кошка к дому своему привыкает.

— Ничего, станет, — уверяли мальчики, — он любит стареньких.

Старушка погладила мягкую шерстку. Кот выгнул спину, вцепился когтями в пальто и забился в руках.

— Ах ты батюшки! Замучился он у вас! Ну давайте, что ли, авось приживется.

Старушка распахнула шаль:

— Иди сюда, миленький, не бойся.

Кот яростно отбивался.

— Уж не знаю, донесу ли?

— Донесете! — весело крикнули мальчики. — До свиданья, бабушка.

Мальчики присели на крыльце, настороженно прислушиваясь к каждому шороху. Из окон первого этажа на дорожку, усыпанную песком, и на кусты сирени падал желтый свет.

— Дома ищет. По всем углам, верно, шарит, — толкнул товарища Левка.

— Кис, кис, кис! — донеслось откуда-то из коридора.

Сережа фыркнул и зажал ладонью рот. Левка уткнулся ему в плечо.

Нижняя жиличка в стареньком платке с длинной бахромой, прихрамывая на одну ногу, показалась на дорожке.

— Мурлышка, противный этакий! Мурлышка!

Она обвела глазами сад, раздвинула кусты.

Хлопнула калитка. Под ногами заскрипел песок.

Статья в тему:  Как установить узо в бане

— Добрый вечер, Марья Павловна! Любимца ищете?

— Твой отец, — шепнул Левка и быстро шмыгнул в кусты.

«Папа!» — хотел крикнуть Сережа, но до него долетел взволнованный голос Марьи Павловны:

— Нет и нет. Как в воду канул! Он всегда вовремя приходил. Поцарапает лапочкой окно и ждет, пока я открою ему. Может, он в сарай забился, там дырка есть.

— Давайте посмотрим, — предложил Сережин папа. — Сейчас мы вашего беглеца обнаружим!

Сережа пожал плечами.

— Чудак папа. Очень нужно чужого кота ночью разыскивать!

Во дворе, около сараев, забегал круглый глазок электрического фонарика.

— Мурлышка, иди домой, кисонька!

— Ищи ветра в поле! — хихикнул из кустов Левка. — Вот потеха! Твоего отца искать заставила!

— Ну и пусть поищет! — рассердился вдруг Сережа. — Пойду спать.

— И я пойду, — сказал Левка.

Когда Сережа и Левка еще ходили в детский сад, в нижнюю квартиру приехали жильцы — мать и сын. Под окном повесили гамак. Каждое утро мать, низенькая, прихрамывающая старушка, выносила подушку и одеяло, стелила одеяло в гамаке, и тогда из дому, сгорбившись, выходил сын. На бледном молодом лице лежали ранние морщинки, из широких рукавов висели длинные, худые руки, а на плече сидел рыжий котенок. У котенка были три черточки на лбу, они придавали его кошачьей физиономии смешное озабоченное выражение. А когда он играл, правое ушко у него выворачивалось наизнанку. Больной тихо, отрывисто смеялся. Котенок забирался к нему на подушку и, свернувшись клубком, засыпал. Больной опускал тонкие, прозрачные веки. Мать неслышно двигалась, приготовляя ему лекарство. Соседи говорили:

— Как жаль! Такой молодой!

Осенью гамак опустел. Желтые листья кружились над ним, застревали в сетке, шуршали на дорожках. Марья Павловна, сгорбившись и тяжело волоча больную ногу, шла за гробом сына. В пустой комнате кричал рыжий котенок.

Статья в тему:  Как правильно парить веником в русской бане

С тех пор Сережа и Левка подросли. Часто, забросив домой сумку с книгами, Левка появлялся на заборе. Кусты сирени закрывали его от окна Марьи Павловны. Засунув два пальца в рот, коротким свистом он вызывал Сережу. Старушка не мешала мальчикам играть в этом уголке сада. Они барахтались в траве, как два медвежонка. Она смотрела на них из окошка и перед дождем прятала брошенные на песке игрушки.

Как-то летом Левка, примостившись на заборе, помахал рукой Сереже.

— Смотри-ка. рогатка у меня. Сам сделал! Бьет без промаха!

Рогатку испробовали. Мелкие камешки запрыгали по железной крыше, прошумели в кустах, ударились о карниз. Рыжий кот сорвался с дерева и с шипеньем прыгнул в окошко. Шерсть стояла дыбом на его выгнутой спине. Мальчики захохотали. Марья Павловна выглянула из окна.

Сочинение на тему «Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже». (ВАРИАНТ 19)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным».

Когда писатель создает портрет своего героя, он часто использует не только описание внешности или характера, но и речевую характеристику. То, какие слова человек употребляет, характеризует его тем или иным образом. Ведь вежливый человек не будет ругаться грубыми словами, культурный не сделает грубых ошибок, а тот, кто презрительно зовет нашу страну «рашка», едва ли является патриотом.

Вот и в этом тексте мы видим, что Лёвка говорит очень грубо и самоуверенно, «дерзко», по определению самого автора (предложение 8). «Наплевать», «старуха», «плакса» — это, конечно, не ругательства, но все же показывает неуважительное, пренебрежительное отношение мальчика к соседке, которая всего лишь сделала ему обоснованное замечание.

И совсем иначе характеризует Марью Павловну ее речь. Видно, что это добрая и мягкая женщина. Даже замечание мальчикам она сделала в мягкой форме: «нехорошая игра», а не «прекратите». И потом она обращается к приятелям, которые ведь разбили ее окно: «ребятки» (предложение 33). Да и кличка ее кота – Мурлышка – показывает ее нежное отношение к животному.

Статья в тему:  Как заварить кору дуба на водяной бане

С помощью слов автор создает портреты своих героев: деликатной и доброй Марьи Павловны и озорного, без царя в голове Лёвки.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «— А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы…»

«Свинье необязательно вести себя по-свински, а ты по-человечески обязан поступать»,- писал Б. Заходер. И это напоминание хорошо бы некоторым написать для себя большими буквами и читать как можно чаще, чтобы не совершать свинских, подлых поступков, как мальчишки из рассказа Осеевой.

Мальчики обиделись на соседку, которая сделала им замечание, и украли ее кота – единственное, что было ей дорого. Трудно представить себе, что вполне нормальные, по-видимому, ребята могли решиться на такой жестокий и непорядочный поступок. Даже родители, которые обсуждали это событие, не могли себе представить, что «подлецы», как сказал о них папа, — это их сын и его приятель.

Однако все же в ребятах заговорила совесть, хотя и далеко не сразу – тогда чуть было не стало уже слишком поздно! Марья Павловна на тот момент уже лежала с сердечным приступом, а найти женщину, которой отдали бедного Мурлышку, помог счастливый случай. Что было бы, если бы Марья Павловна не пережила бы приступа, или не встретилась бы мальчикам женщина, новая хозяйка кота, или ей надоело бы слушать вопли животного и она просто выгнала бы его на улицу? Как тогда мальчики стали бы жить с таким грузом, ведь это была бы уже не просто подлость, а самое настоящее преступление!

Любой подлый поступок может потянуть за собой много плохого и в результате привести к настоящей трагедии. Именно поэтому папа Сережи говорит о том, кто украл кота, так жестко и бескомпромиссно.

Статья в тему:  Откуда дом газобетона

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сострадание – это такое свойство человека, которое помогает ему понимать чужую боль и сочувствовать другим людям.

В рассказе Осеевой, который приведен в этом варианте, говорится о двух мальчиках, которым эта способность свойственна, похоже, лишь в очень незначительной степени. Однако хорошо, что хотя бы немного способности к состраданию им досталось, иначе трудно себе представить, чем бы все закончилось! Сначала мальчики, обидевшись на старушку, похитили ее кота. И даже когда Марья Павловна их прямо спросила, не видели ли они Мурлышку, жалость не шевельнулась в их душах. Ребята поняли, что они натворили, лишь тогда, когда у старушки случился сердечный приступ: только после этого они догадались, что поступили подло, и попытались исправить свой поступок. Хорошо, что хоть теперь!

К сожалению, нередко бывает уже слишком поздно исправлять содеянное. Например, в книге Л. Коконина «Стая» говорится о непорядочном отношении людей к щенку, которого они взяли в дом, но не воспитывали и обращались с ним без сострадания, а потом просто не стали искать, когда он сбежал. А между тем, пес стал вожаком стаи, которая стала нападать на людей, чтобы отобрать сумку с едой, одну женщину собаки сильно погрызли. И этот же юноша, который мальчиком просил щенка, а потом не стал с ним заниматься, участвовал в облаве на эту стаю собак. Но разве теперь перевоспитаешь этих собак и разве теперь вернешь здоровье искалеченной жертве стаи – а по сути, жертве равнодушных людей, которые относятся к животному как к игрушке?

Сострадание – очень важное качество, надо стараться воспитывать его в себе – и к людям, и к животным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector