Когда появились бани в европе
Бани в Средние века
Березовым веничком, конечно, европейцы не запасались. Но горячую воду и мыло еще как приветствовали. В Средневековье, вопреки расхожему мнению, в Англии и Франции, итальянских землях и немецких княжествах, повсеместно открывали бани. Для чистоты граждан. И, по счастью, тому осталось немало свидетельств – про бани в Средние века.
У римлян были их знаменитые термы. Правда, с падением империи, некоторые пришли в негодность: в Вечном городе это случилось по вине готов. Варвары осаждали Рим в VI веке и при этом порушили водопровод. А вот в Салерно термы уцелели, и в Англии, в нынешнем графстве Соммерсет, прекрасно сохранились.
Однако признаем: с VI века и примерно до IX с «общественным мытьем» в Европе было не очень-то благополучно. Но когда стало прибавляться население, и городки превратились в крупные центры, открылись и… бани. Достоверно известно, что к 1249 году в Париже имелось 26 бань. А знаем мы об этом благодаря «Регистру ремёсел и торговли Парижа», где говорится следующее: «Кто хочет быть банщиком в Париже… может работать им свободно. Человек своему банщику платит 2 денье, а если купается… 4 денье». Бани платили налоги, и финансовые документы, например, времен царствования Филиппа IV Красивого, отлично дошли до наших дней.
Населяли главный город Франции в ту пору почти 150 тысяч человек. Можно сказать: не маловато ли бань на такой город? Однако не будем забывать, что знатные люди в бани не спешили. В их собственных домах обустраивали мыльни и купальни. У знати на это отводились подвальные помещения, у бюргеров – угол на кухне. Своя купальня, например, была еще во дворце Карла Великого в Аахене – этот государь с большим почтением относился к римской культуре. Не случайно он добивался имперского титула, будто Август! Правители помельче немедленно взяли «под козырёк».
Правда, в Польше сходили как-то два герцога в баню: Генрих Бородатый и Лёшек Белый. Было это в 1227 году. И подверглись нападению. Ведь чего проще застать человека врасплох, ежели он в мыле и с мочалкой? Вот потому-то в немецком правовом сборнике, «Саксонском зерцале», и появились статьи, посвященные баням. За нападения на моющихся, похищение чужих вещей в общественных мыльнях наказывали сурово! То же и в Швеции: городской кодекс 1345 года предписывает оплатить 40 марок, если вещи из бани были взяты всего на полмарки.
В городе Кракове в 1400 году существовали 12 бань. Когда Ядвига Польская выбирала жениха, и 12 февраля 1386 года к ней приехал Ягайло Литовский, она даже послала своего доверенного слугу подсмотреть за претендентом в бане. Дескать: все ли с ним в порядке? Как мы знаем из свидетельств Замойского, Ядвига осталась довольна, и вышла замуж за Ягайло уже 18-го числа.
Женщинам и мужчинам нельзя было мыться вместе, и для посещения бань устанавливали разные дни. Например, в Испании XIII века для дам отводились среда и понедельник. Но непременно и обязательно! Еще в двенадцатом веке монахи составили трактат Regimen Sanitatis Salernarnitanum, где подчеркивалась важность гигиены. В аббатстве Сен-Галль купальни появились еще в VII веке. Но тем, кто принял постриг запрещалось посещать общественные мыльни – только внутри обители. Со временем такой запрет использовали неодбросовестные исследователи Средневековья: вот, дескать, цистерианцы не позволяют монахам ходить в баню! Позволяют. Но не в такую, где моются все остальные.
Распространению бань и купален помогли, как ни странно, и крестоносцы. Понаблюдав в походах за традициями других земель, обычай мыться они переняли с большим удовольствием.
Вот такое описание из тринадцатого века осталось о банях Эрфурта: «Если вам необходимо помыться, примут вас любезно. Опытный брадобрей вас побреет, а утомившись в ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть». Стоило это всё 1 денье, то есть, услуга была доступна даже небогатым горожанам. Кстати, в Эрфурте в начале XIV века существовало десять общественных помывочных.
Чем мылись, спросите вы? Во-первых, мыловарение было очень распространено в Европе. Французы, например, переняли римские традиции. Кастильское мыло подсмотрели у мавров. А из крестовых походов был привезен сирийский рецепт производства этого продукта. Известно, что в Алеппо много столетий использовали для создания мыла оливковое масло и плоды лавра. Поскольку в Провансе тоже росли оливковые деревья, то и массовое производство «сирийского мыла» началось именно там.
В тринадцатом веке европейцы узнали и полюбили этот продукт – мыло из Марселя. А столетием позже мыловар Крекас Давин был одним из самых уважаемых людей в городе. Дела шли настолько хорошо, что из частной мыловарни вырос целый «завод». Спрос был огромным, и марсельцы пошли на хитрость – иногда выдавали за своё мыло то, что купили в соседних итальянских мыловарнях!
Для мытья в бане применялись и травы, и целые трактаты рассказывали, какие нужны и для чего. Укроп, подорожник, ромашка, сельдерей, дикий лён, овсяные зерна – все шло в ход. «Тот, кто страдает от каменной болезни, может воспользоваться петрушкой. Следует отварить ее в вине и пить в бане», – рекомендовал трактат Lambeth. Бани настолько вошли в обиход, что даже появлялись… на гербах. В 1480 году городу Бадену был дарован герб, на котором изображена огромная лохань для купаний.
Знаменитый медиевисит, профессор Сорбонны Робер Фосье написал в своей книге “Люди Средневековья”: “Был даже умывальник в домах, наполняемый из кувшина. Ноги мыли перед сном, лицо после сна, а руки – перед едой. Зубы чистили порошком из каракатицы “.
А как же чума? А чума пришла в Европу в 40-е годы четырнадцатого века, когда бани в ней существовали столетия и столетия. Пришла болезнь из Монголии, перекинулась на портовые города, и после на другие регионы. То есть, с грязью напрямую чума связана не была. А вот последствия чумы, действительно, связали с банями. Когда Европа чуть-чуть встряхнулась от эпидемии, люди принялись искать виноватого. Кто-то должен был отвечать за произошедшее? Первым делом обвинили во всем падение нравов: люди были недостаточно набожны, мало чтили каноны, и, вероятно, нарушали их напропалую. Под одну гребёнку попали и смелые наряды знатных дам, и вольнодумцы, и бани. В общественном мытье некоторые проповедники углядели самые что ни на есть неприличные явления.
И вот как раз с XV века началось постепенное закрытие бань. Они не прекращали свое существование, но стали более редким явлением. Эразм Роттердамский горестно вздыхал в 1526 году: «…ничто не было так популярно у нас, как бани… но чума научила нас обходиться без них». Реформация воспринимала бани отрицательно – источник заразы, не меньше!
Но опять-таки это не означает, что мыться прекратили вовсе. Но заметно реже. И самыми «грязными» веками можно считать не Средневековье, а эпизод истории куда более поздний – века XVI и XVII. А вот в восемнадцатом интерес к мытью снова возник повсеместно. Чарльз Камерон опубликовал в 1772 году труд «Термы римлян», где подробно рассказывал об устройстве водопровода – и его работу расхватали как горячие пирожки. Тогда же стали популярными «воды» в Баден-Бадене, Карлсбаде и Спа. Но это уже не Средние века.
Получается, что Средневековье-то как раз не было «грязным и темным временем». Период нечистот пришелся совсем на другие эпохи.
Источники: Эйнгард «Жизнеописание Карла Великого», «Саксонское зерцало», Ф.Бродель «Структура повседневности: возможное и невозможное», Ханс Бок «Общественные бани», «Валенсийский кодекс», Ч. Камерон «Термы римлян», Р. Фоссье “Люди Средневековья”.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
Лайки помогают развитию канала!
Перепосты в социальные сети приветствуются!
Где появились первые бани: топ-9 оплотов гигиены со всего света
Где появились первые бани, интересные факты о банях
Обновлено 2019-10-31
_______
Перед веником что курьеры, что олигархи – все равны, потому что ходят исключительно голышом. Далее – ценные сведения о 9 оплотах гигиены, равенства и братства со всего света.
Где именно появились первые бани, история умалчивает. А вот завоевывать мир они пошли тремя путями. Первый вел из Древнего Египта в Спарту, а затем (через Рим и Византию) в Турцию. В турецких купальнях – теплые полы да стены. Второй банный путь – через русский север к финнам, а через Сибирь – и вовсе в Америку. В русской бане нагревают сам воздух горячим паром. И третья дорожка вела с Дальнего Востока в Среднюю Азию и Японию. Тут тело согревают водой, опилками и камнями.
1. Рим
То ли баня, то ли город – древние римляне отгрохали свои термы на загляденье, с затеями вроде позолоты и росписи. Самые большие – термы Каракаллы, за один раз – две с лишним тысячи голых тел. Тут же помещались гимнастический зал, библиотека и буфет. Римские термы – вообще аналог нынешних фитнес-клубов. Там римляне качали мышцы гирями да играли в мяч. Главное – приставить к брошенным одеждам раба, а не то банные воры вынесут все до последней сандалии. Обогревались бани трубами с горячей водой: их прокладывали под полом и за стенами.
Нынче помывочные дворцы в руинах, а термы Каракаллы (или то, что от них осталось) находятся под охраной римской полиции.
2. Турция
Хамам – это восьмиугольное мраморное помещение с теплым полом. Потолок – непременно в форме купола, чтобы конденсат не капал на горячие тела, а мирно стекал по стенкам. На полу – горячие плоские камни, на которых удобно разложить усталые телеса. Попирать кого-то ногами тут обычное дело: так усатые банщики делают мыльный массаж.
На женской половине девицы потребляют щербет и мажутся розовым маслом. Когда-то здесь турчанки натирали ноги, подмышки и срамные места мышьяковой мазью, чтобы избавиться от лишних кудрей. Иные обрабатывали даже ушные раковины и полость носа. Еще бы – в гаремах-то конкуренция! У девственниц был особый статус: только они могли париться голыми, остальные – в тонких одеждах до пола.
Видная турецкая баня есть в Стамбуле, называется Чагалоглу, в работе с 1741 года. Когда-то здесь парились турецкие султаны, а теперь даже снимают кино. Например, эпопею про Индиану Джонса.
3. Венгрия
Город купален – это про Будапешт. Прямо посреди столицы расположились термальные источники, которые было бы грехом не переоборудовать в бани. Вот венгры и предпочли не грешить: во времена турецкого владычества в ХVII веке построили знаменитые Часар, Кирай и Рудаш. Стеклянные крыши, замысловатая мозаика и бассейны с искусственной волной, но самое ценное – вода. В 1937 году на Конгрессе по купанию Будапешт назвали международным городом лечебных водных процедур. Нынче в столице около 20 термальных бань.
В бане под названием Сечени можно поселить человек сто – и всех царского рода. Потому что посреди Будапешта в городском парке под бани выстроен натуральный дворец. Тут же – самый горячий источник Европы, 77 градусов по Цельсию. Энтузиасты моются прямо под открытым небом.
Интересный факт: при советской власти мадьярки могли заходить в баню нагишом, в одном переднике с кармашком для ключа. Нынче даже в однополых заведениях моются в спецкостюмах.
4. Русь
Банный метод, который потом окрестили русским, придумали народы Приуралья, соединив вместе деревянный сруб, очаг с углями, камни и воду, которой эти камни щедро поливают. Топить русскую баню можно было по-белому и по-черному. Черная мыльня – это деревянное строение совсем без трубы. Дым уходит в открытую дверь, а копоть оседает на стенах да потолке. Такую избушку хорошо ставить на берегу речки, чтобы из парильни – сразу в воду, по-старинке. Баня по-белому для неженок – это предбанник с самоваром и баранками, парилка с печкой, лавочкой и дымоход.
Самые знаменитые русские бани “с историей” – московские Сандуны. Истинный почитатель парилки обязан хоть раз помыться в отделении, где снимали последние кадры “Броненосца “Потемкина”.
До 1743 года в русских банях граждане обоих полов мылись вместе, пока сенатский указ не пресек блуд.
5. Финляндия
В 50-х годах прошлого века экономные немцы обнаружили кучу запчастей от танков и надумали паять из них электрические каменки. Так изобрели электробани. Чтобы бойко сбыть товар, рекламщики и придумали легенду про финские сауны. Якобы это цивилизованная помывочная без всяких там вредных паров для грязных веников. Все сухо, чисто, стерильно. Водой во все стороны не плещут – током зашибет. Внутри – чинные американские солдаты рядком, а не пьяные бородачи под лавками. А ведь сауна – та же русская баня, только по-фински. Северные соседи так же почитают березовые ветки, дубовые лавки да запотевший стопарик.
Самая известная сауна – та, что финские граждане построили в олимпийской деревне Берлина к играм 1936 года. Увы, чистилище обратилось в ад под бомбами Второй мировой войны. А в самой Финляндии сегодня больше 2 миллионов саун (на 5,3 миллиона человек).
Интересный факт: в соседней Швеции преступлением считается не продажа, а покупка «любви» у доступных гражданок. А вот в Хельсинки в нужных саунах – пожалуйте на выбор. Хочешь, местную красавицу предложат, а надо – так русскую или эстонку подешевле.
6. Новый свет
Баба-Яга – вовсе не коварная людоедка, как поучают сказки. Зазывая Ивана-царевича в печку, она не пироги с человечиной собиралась печь, а как следует отмыть грязнулю. Так и мылись раньше в Сибири: выгребали из каменки все угли, ставили лоханку с кипятком – и мойся на здоровье. Оттуда обычай купаться в очаге дошел до Америки. Индейцы рыли свои бани прямо в земле, и забраться в такую парильню можно было только на карачках. Позже начали строить особый вигвам на краю поселения: посередке горячие угли, а вокруг них краснощекие индейцы хлещут друг друга вениками из кукурузных стеблей. Называлось такое строение “темаскаль”: на потолке окошко, стены низкие, даже в полный рост не встанешь. Потому индейские банщики были сплошь горбуны да карлики.
Царские купальни индейцев майя можно сейчас найти в Мексике в пригороде Канкуна городе Чичен-Ица. Но помыться вы там не сможете: город пустует уже лет пятьсот.
7. Япония
Баня по-японски называется “офуро”. Вместо традиционной печки с углями и лавок – деревянная бочка с горячими опилками. Садишься в такую бочку почти по шею и мнишь себя Диогеном. Вместо опилок можно сидеть в обычной воде, разогретой до 45 градусов. Главное – голова в холоде. И никакого мыла – жир убиенных животных несимпатичен буддистам.
Общественная японская баня прозывается “сэнто”: в бочке сразу десятку человек тесновато, потому японцы сидят рядком в бассейне. И на тесноту не сетуют: сэнто – скорее, клуб, где разморенные мужчины в бочках вершат судьбы родины.
В токийской бане онсэн (с водой, привезенной из горячих источников) – десятки ванн и бочек. Эти бочонки – не с ромом и даже не с пивом, а с живыми японскими джентльменами. Люд попроще ходит в публичные баньки, которые есть на каждом углу и называются просто “ю” – горячая вода.
8. Корея
Это бодрые славяне привыкли: из парилки – сразу в ледяную прорубь. А корейцы душевные силы берегут. Потому затеяли в своих банях чуть ли не с десяток бассейнов с разными температурами. Окунаться следует по очереди: от самого горячего к самому холодному и наоборот. Еще тут есть специальная комната, где принято ловить ароматы, то есть дышать травами и смолами. На полу разложены горячие камешки: сыплешь на них какую-нибудь сухую труху и вдыхаешь целебный аромат.
Корейцы – люди стеснительные. Потому первые общественные бани открыли всего лет сто назад. Зато сейчас есть даже банные туры в Сеул. Чаще всего туристы ходят в Чимчильбан. Местоположение возле продуктового рынка никого не смущает. Здесь можно провести всю ночь и даже поспать, экономя на гостинице.
9. Средняя Азия
Не рой яму другому – вырой себе самому. Именно так в Средней Азии, в частности в Таджикистане, ходят в баню: зарываются в прокаленный солнцем песок. Трудолюбивые таджики скребут со скал его особую черную разновидность, которую в нагрузку к приданому можно передать молодому поколению. Если в турецких краях Вы увидели голову, торчащую из земли, – знайте, это не баня, а детские шалости. Потому что у человека в бане на лбу должен быть холодный компресс, над головой – защитный зонтик. А почтенный врач Авиценна советовал родичам подкармливать головы арбузом, чтобы пот и прочая спровоцированная бахчевой культурой жидкость уходила сразу в песок. Глядишь, какой-нибудь хлопчатник прорастет на месте семейной бани. Экономия!
В Узбекистане, в городке Нурата есть не дом, а полная чашма. То есть “родник” по-таджикски. Местная чашма – это молельня, купальня и святые мощи. Потому-то здешний песок и земля считаются целебными.
Европейские бани
С падением Римской империи и принятием христианства, все большего его распространения, мир вступил в новую эпоху, которая выдалась достаточно мрачной и суровой. Были забыты учения, наука, античная культура, а медицинские достижения шагнули далеко назад. Жестокость и деспотизм вытравили из сознания людей все знания о гигиене и чистоте, полученные до этого.
Во времена расцвета Римской империи до 700 литров воды тратилось на одного человека в день. С приходом «новой эры» потребление воды свелось к минимуму, а мытье в распорядке вообще отсутствовало. Дефицит воды повлек за собой то, что одежда перестала стираться, носили ее без смены целыми сезонами, а порой и круглый год, в зимнее время надевая несколько ее слоев. Белье так же не стирали и, очень часто носили до полного износа. Стало считать грехом обнажение тела даже наедине с самим собой. В современных городах тех времен полностью отсутствовал водопровод и канализация. А о банях и подавно речи не шло. Все нечистоты выплескивались прямо на улицы. Не удивительно, что для тех времен характерным был мор, различные эпидемии, высокая смертность и короткая продолжительность жизни. Все эти события резко сократили численность средневековой Европы. Немаловажным фактом стало и несоблюдение правил гигиены, и скученное расположение населения в городах.
Однако столь тяжелое обстоятельство дел наблюдается только в Центральной Европе, в то время как мусульмане, славяне и скандинавы продолжают пользоваться баней в свое удовольствие. Первые попытки создания первых бань в Европе были предприняты после возвращения крестоносцев из Византии, привезших с собой впечатления «заморских изобретений». Первые попытки помимо того что оказались очень робкими, еще и стали обрастать новыми слухами. Одни видят в водных процедурах пагубное влияние на организм, считают баню источником недомогания, другие считают, что чума и мор- это кара за подобные увлечения. Церковь по- прежнему считает баню грехом. И все же в 1234 году была сооружена первая европейская баня, но с приходом в Европу очередной чумы развитие бани остановилось. Такая ситуация по отношению к баням в Европе установилась вплоть до прихода эпохи Возрождения.
С приходом Ренессанса пришел и интерес к человеческому телу, его красоте, а следовательно и к водным процедурам. В этот период резко и сильно возрастает интерес к многочисленным европейским целебным источникам. Такие целебные водные ванны рекомендовались не только как омолаживающее и общеукрепляющее средство, но и служили лечением от большинства различных болезней. Самыми известными европейскими курортами становятся Карлсбад, Спа и Баден- Баден. На землях разработанных римлянами начинается массовая постройка пансионов и отелей, одновременно вмещающих в себя тысячи посетителей. Поездка на такой курорт становится правилом хорошего тона и неотъемлемой частью светской жизни. Все это приводит практически к возрождению традиций римлян- полный отказ от условностей. В этот период бани строят не только в городах, но и в деревнях. В «Истории нравов в эпоху Ренессанса» Э. Фукса имеются следующие данные: «начиная с 1426 и по 1515 года каждая пятая деревня недалеко от Ульма имела свою баню. В Шрейере бань было девять, в Цюрихе- пять, в Нюрнберге- тринадцать, Франкфурте-на-Майне- пятнадцать, в Базеле- одиннадцать, в Вене- двадцать одна, во, а в самом Ульме- десять. Бань в эпоху Возрождения становится все больше и больше. В эту эпоху количество предоставляемых банями услуг расширяется, а сами бани все больше начинают напоминать публичные дома.
В начале XVII века из-за нравственных устоев общественные бани закрывают. В то время нагота является запретной. Но в 1680 году в целях поддержания гигиены Парижская мэрия снова разрешает открыть бани для общества. На одном из притоков Сены, недалеко от Лувье, строится первая плавучая баня, где люди использовали проточную холодную воду.
Одновременно, как отрасль медицины, начинает развиваться бальнеология. Всеобщий интерес к банным процедурам, спасающим от многих болезней, в середине XIX века означал только одно – начинается банный бум. В связи с урбанизацией, увеличения площади трущобных районов, в Европе, а затем и в России, начинается страшная эпидемия холеры к 1830 году. Великобритания забила тревогу первой. Появляются передовые общественные бани с централизованными канализацией и водоснабжением в Ливерпуле (1942), а после и в Лондоне (1945).
Начинается массовое строительство бань и других заведений подобного типа после принятие в 1846 году акта сэра Генри Дьюкингфильда. Становятся популярными архитекторы и строители бань, одним из прославившихся стал Уильям Линдли, который предоставил новейшие проекты Английских и Германских общественных бань.. В XX веке во все языки мира вошел английский термин «комфорт», который теперь неразрывно ассоциировался с наличием горячей воды.
С приходом к власти королевы Виктории Англия становится настоящей иконой моды, товары пользуются большим спросом и заполняют прилавки всего мира.
Дэвид Уркварт в 1850 году пишет книгу «Геркулесовы столбы», вдохновленный поездкой в Испанию и Грецию. Он также решает открыть сеть турецких бань в одном из районов Лондона. Уркварт считал, что бани помогут в борьбе с «грязным, невежественным, отсталым» Лондоном. Его идеи быстро становятся популярными. Повлияла также только зарождающаяся мода на все восточное. Один из поклонников идеи Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, построил у себя в особняке подобие бани для своих знакомых. Баня имела оглушительный успех. Большинство посетителей смогли забыть о таких проблемах, как ревматизм, артрит и от многих других.
Один из последователей Дэвида Уркварта, бальнеологист Ричард Бартер, в 1856 году открывает в Ирландии первую турецкую баню и называет построенный комплекс «Гидропатический институт святой Анны. Это был модернизированный проект восточной бани, известный позднее как ирландско-турецкая или ирландско-римская баня. В отличие от предыдущих сооружений, этот вариант предусматривал вентиляцию банной комнаты.
Помимо этого, в новейшем комплексе температура была выше, а значит, была возможность париться при более сухом воздухе. Эти факторы позволили считать построенную баню более полезной для здоровья. Сам комплекс был построен в довольно простом стиле, не предполагающим различных излишеств архитектуры. Комнаты, как и в восточной бане, с разной температурой в строгой последовательности, контрастные души, жесткие массажные варежки. За свою жизнь Бартер построил около десятка таких комплексов по всей стране.
Позднее аналогичные бани появились и в Германии, в частности, в Нюдерсдорфе, Фридрихшафене, Виттенберге. Общественные бани получили звание лучшего лечебного и укрепляющего средства. Открытию турецких бань в Стокгольме способствовал Шведский бальнеологист Карл Курман. Одним из первых трудов о сущности бани был написан им же в 1871 году. Сочинение Курмана было названо «О бане». В нем Курман благодарит Уркварта за пропаганду общественных бань на Западе. В тоже время становятся знаменитыми и другие центры банной жизни, например банный центр в Гамбурге, в районе Швайнмаркт.
Мегаполисы Гамбург и Берлин становятся культурным, промышленным центрами Германии. Но так как именно Англия в то время являлась передовой страной, то немецкие производители брали пример именно с английских товаров. Инженер Уильям Линдли, упоминавшийся выше, придумал и воплотил в жизнь не только комплекс турецких бань, но и новейшую отводную систему сточных вод. Именно поэтому Гамбург становится передовым мегаполисом, центром банных сооружений, ведь именно там появляются первые очистные сооружения. До реализации проекта Линдли все отходы выбрасывали в речной канал. Для постройки отдельных бань (как банный центр в районе Швайнмаркт) пришлось усовершенствовать систему водоснабжения. Стали появляться банные центры, аналогичные по своему виду с пожарной каланчой. Дымовые трубы делали из кирпича в виде круглой башни. Внизу строились сооружения из двух колец, где внутреннее было необходимо для принятия душа, а внешнее – ванны общественного назначения. Имелось деление на мужскую и женскую половины. Комплекс в районе Швайнмаркт был открыт в 1854, а уже к 1867 году число посетивших баню достигло порядка 130 000 человек, из которых более половины были мужчинами.
Одновременно с развитием восточных бань становятся популярными и русские паровые бани. Иностранцы, побывавшие в парилке, присваивают ей звание развлечения для сильных мужчин. Русские бани, как экзотические средства отдыха, строятся во многих уголках Европы, преимущественно в столицах Франции, Германии. Чуть позже парилка войдет в число необходимых лечебных процедур оздоровительных банных комплексов. Однако отдаление России от Запада отодвигает роль русских бань. На ее место приходит другая популярная система – финские бани. Существенно не отличаясь от русской бани, финская баня смогла всего за 15 лет превратиться в самый популярный вид отдыха в Европе. Начиная со второй половины XX века банный отдых становится обязательной частью развлекательных, рекреационных и спортивных комплексов. Наравне с этим начинается развитие промышленной стороны банного отдыха – оборудование саун, монтаж кабинок, печей и многого другого.
Бани в Европе
Термам и римским курортам в Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства знаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.
Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.
Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира. Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке – все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.
Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок – вплоть до начала эпохи Возрождения.
Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим – и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций – оргий и полного отказа от условностей.
Надо сказать, что бани устраивались не только в городах, но и в деревнях. Э.Фукс в своей «Истории нравов в эпоху Ренессанса» приводит следующие данные. В период с 1426 по 1515 год каждая из пяти деревень в окрестностях Ульма имела свою баню. В Цюрихе насчитывалось пять бань, в Шрейере – девять, в самом Ульме – десять, в Базеле – одиннадцать, в Нюрнберге – тринадцать, во Франкфурте-на-Майне – пятнадцать, в Вене – двадцать одна. В эпоху Возрождения в Европе бань появлялось все больше, и они начинали напоминать заведения периода упадка Римской империи. Область предоставляемых «услуг» расширяется, и бани становятся похожими на публичные дома.
В начале XVII века общественные бани повсеместно закрываются из соображений нравственности. Вид обнаженного тела объявляется запретным. Однако уже в 1680 году Парижская мэрия по соображениям гигиены вновь разрешает открыть общественные, бани и на одном из притоков Сены, около Лувье, устанавливается первая плавучая баня, где мылись холодной речной водой.
При этом начинает развиваться бальнеология как область медицины. Пристальный интерес к водным процедурам как средству от многих болезней в середине XIX века ознаменовал начало банного бума. Неконтролируемый рост городов (в первую очередь, их трущобной части) привел к тому, что около 1830 года в Европе разразилась страшная эпидемия холеры, которая докатилась и до России. Передовая в техническом отношении Англия первой забила тревогу. В 1842 году в Ливерпуле и в 1845 году в Лондоне появляются первые общественные бани нового типа, с централизованным водоснабжением и канализацией.
В 1846 году английский парламент принимает так называемый акт сэра Генри Дьюкингфильда, согласно которому начинается массовое строительство подобных сооружений. Индустриализация вводит в историю имена новых героев, в частности имя инженера Уильяма Линдли, который разработал множество технических проектов новых общественных бань не только в Англии, но и в Германии. Английское понятие «комфорт», вошедшее в XX веке во все языки мира, подразумевало в числе многих признаков правильно организованного домашнего быта обязательное присутствие горячей ванны.
С воцарением королевы Виктории Англия – владычица морей – все увереннее становится мировой законодательницей мод, а английские товары отличного качества в больших количествах наводняют мир.
В 1850 году английский журналист Дэвид Уркварт побывал в Испании и Греции, где процветали хамамы, и описал свои впечатления в книге « Геркулесовы столбы ». Он загорелся идеей построить сеть турецких бань в задымленном индустриальном Лондоне. Он даже составил проект, согласно которому 1000 турецких бань в двухмиллионном Лондоне станут мощным орудием в борьбе «с нищетой, невежеством, грязью и безнравственностью». Идея Уркварта приобрела популярность. Кроме того, к этому моменту в Европе как раз установилась мода на все восточное. Один из энтузиастов-сторонников проекта Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, под руководством журналиста построил подобие турецкой бани в своем доме и открыл ее для знакомых. Она имела оглушительный успех. Сам Бартоломью и множество других посетителей его бани избавились от мучивших их долгие годы артритов, ревматизма и прочих болезней.
В 1856 году английский бальнеологист Ричард Бартер, вдохновленный книгой Уркварта, построил в Ирландии первую баню наподобие турецкой и назвал этот бальнеологический комплекс «Гидропатический институт святой Анны». Это был усовершенствованный вариант восточной бани, который впоследствии стал известен по всему миру под названием ирландско-турецкой или ирландско-римской бани. В отличие от прототипа, в этом варианте предусматривалась вентиляция горячей комнаты. Кроме того, температура была выше, поэтому возможно было устраивать не только влажную, но и сухую баню. Таким образом, атмосфера в ирландско-турецкой бане считалась более здоровой. Кроме того, здесь не предполагалось архитектурных излишеств. Баня носила строго функциональный характер и повторяла главные элементы восточной бани: последовательность комнат с разной температурой, массаж жесткой варежкой, энергичный массаж после разогрева, контрастные обливания. За всю свою жизнь Бартер успел построить еще десяток аналогичных комплексов.
Подобные бани чуть позже появились во многих городах Германии (Нюдерсдорф, Фридрихшафен, Виттенберг) и завоевали значительную популярность как лечебное и укрепляющее средство. Шведский бальнеологист Карл Курман способствовал открытию двух турецких бань в Стокгольме. А в 1871 году он издал работу «О бане» – один из первых фундаментальных трудов о сущности и происхождении бани, в котором, в частности, Курман отдал должное Уркварту как великому пропагандисту восточных бань на Западе. Еще один из самых ранних примеров общественных банных построек этого периода в Европе – банный центр в Гамбурге, в районе Швайнмаркт.
Гамбург и Берлин в 70-х годах XIX столетия вполне можно было назвать мегаполисами — промышленными, культурными и деловыми центрами усиливающейся Германии. Дело в том, что в то время определяла тенденции мирового развития именно Британия, поэтому неудивительно, что для реализации такого проекта был использован британский опыт. Упоминавшийся выше английский инженер Уильям Линдли разработал не только проект банного центра, но и уникальную по тем временам систему отвода сточных вод. В этом деле Гамбург стал первым городом континентальной Европы, который обзавелся очистными сооружениями (до этого все нечистоты сливались по системе канализации в ближайшую реку).
Чтобы построить здание в районе Швайнмаркт, пришлось также разрабатывать новую систему водоснабжения. Банный центр выглядел наподобие нашей пожарной каланчи. В центре располагалась высокая дымовая труба в виде круглой башни из кирпича. Вокруг нее внизу были построены два кольца сооружений: внутреннее было предназначено для принятия душа, а внешнее – для ванн общественного пользования, раз-деленное на мужскую и женскую половины. Центр открылся для посещения в 1854 году, а к 1867 году число его посетителей составило около 100 000 мужчин и 25 000 женщин.
В это же время набирает силу мода на русскую паровую баню. Впечатления многих путешественников, побывавших в России, создали парилке имидж развлечения для сильных мужчин. В крупных городах Европы – Париже, Берлине – строятся русские бани как экзотические развлекательные заведения. Позднее русская парная наряду с другими разновидностями бальнеологических процедур войдет в качестве обязательного элемента в водно-оздоровительные комплексы. Однако события начала века, отгородившие Россию от Запада, оттеснили в сознании европейцев русскую баню на второй план. С севера Европы на ее место уверенно вступила финская сауна. Не отличаясь по сути ничем от русской бани, сауна за каких-нибудь 15 лет из простого и нехитрого изобретения маленького народа стала повсеместным повальным увлечением. Во второй половине XX века в Европе сауна становится неотъемлемым элементом рекреационных, спортивных, туристических центров, гостиничных комплексов. Кроме того, развивается отрасль производства оборудования саун и отдельных частей для их строительства и монтажа: печей, разборных кабинок и пр.