20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда делись заборы в москве

Во дворах ликвидируют ограды: почему жители пятиэтажек в бешенстве

“Рабочим, что ли, план по сбору металлолома спустили?”.

Столичные коммунальщики объявили: конец заборчикам, ограждающим газоны у жилых домов. Без них красивее, прямо как в Европе. А если кто боится, что водители станут парковать машины на газонах, то напрасно боится: мол, культура автовладельцев значительно выросла. И вот привычные желто-зеленые оградки выдергивают из земли, отправляя в металлолом. Рады ли жители домов? Оказывается, не очень, выяснил “ МК ” .

Девять часов утра, суббота. У белой пятиэтажки на Новощукинской улице визжит болгарка: коммунальщики демонтируют и тут же разделывают на куски металлический заборчик. Ржавчина за зиму успела как следует покрыть стальной уголок, из которого был сварен забор. В этот субботник должны были его покрасить, но вместо этого ликвидируют.

– И что, новый ставить не будут? – флегматично спрашивает мужчина в тренировочном костюме, вышедший погулять с собакой.

– Пока точно нет, – говорит бригадир рабочих. – А вообще в управе спросите, там побольше нашего знают.

Через несколько минут у соседнего подъезда начинается настоящая битва: внутри огороженного забором палисадника организованы альпийские горки, клумбы с цветами.

– Вы что творите?! Вам план по металлолому спустили? – негодует хозяйка зеленого уголка Валентина Гвоздева. Москвичке 78 лет, она с двумя подругами превратила обычный газон в маленькое чудо и категорически не хочет убирать ограду.

– Мы ничего, – робеют молодые рабочие (бригадира к этому моменту уже нет на “площадке”). Робеют – и уходят к следующему подъезду, где такого цветника нет. Там, может, обойдется без ругани. Заборчик остается на месте.

Впервые идею о том, что газонные оградки морально устарели, высказал мэр Москвы в 2014 году. С тех пор ведется общегородская кампания по их демонтажу. “Мы видим, что все меньше и меньше, да практически уже мало кто нарушает правила парковки автомобилей и заезжает на газонную часть, – комментирует ситуацию глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков. – Не здорово, когда город разрезан на кусочки отдельными заборчиками: их надо содержать, они где-то наклоняются, ломаются, создают неприглядный вид. Поэтому мы от них потихонечку отказываемся, при этом приводя в порядок газонную часть”.

Статья в тему:  Как сделать фундамент под баню бочку

В теории эти тезисы звучат правильно. Но практика показывает: помимо неправильной парковки есть еще одна опасность. После демонтажа ограждений газоны нередко превращаются в вытоптанные собачниками участки голой земли. Именно так получилось на другой стороне той же Новощукинской улицы.

– Раньше зеленую зону между домом и дорогой ограждал заборчик и сплошной ряд кустов, – рассказывает житель улицы Алексей Поздеев. – Получалось уютное пространство, где когда-то и качели стояли, дети играли. Своего рода садик. Сейчас убрали забор и кусты, а часть деревьев в 2017 году повалило ураганом. В результате вместо уютного дворика мы получили лысое место, вытоптанное людьми и собаками.

Газоны в современной Москве с трудом выдерживают такой режим эксплуатации по нескольким причинам, сообщила “ МК ” ландшафтный архитектор Анна Синец. “Высокая концентрация противогололедных реагентов приводит к общему засаливанию почвы , – говорит она. – И одновременно рост этажности понижает инсоляцию (облучение поверхности солнечным светом. – Авт.). Создаются очень агрессивные условия для разнотравного газона. Тем не менее демонтаж оград я понять могу: с точки зрения дизайна это, конечно, большое благо”.

В 2017 году, когда массовый демонтаж заборов проводился в прошлый раз, городские власти разъяснили: решением общего собрания собственников квартир оградку вокруг дома можно оставить. Похоже, массовые обращения в управу дают результат: у подъезда пятиэтажки, где женщина защищала свой цветник, ограждение не тронули. А у других оставили только скамейки, почему-то перекрасив их из привычного желто-зеленого в серый цвет. Наверное, чтобы не напоминали жильцам о еще недавно присутствующих оградках. Поскольку торжеством дизайна подобную расцветку точно не назовешь.

«Заборы в голове». Как инфраструктуру российских городов портят ненужными ограждениями возле дорог за бюджетный счет

В группах Великого Новгорода и Вологды в соцсетях весной и летом появились возмущенные комментарии жителей: люди критикуют новые ограждения, которые ставят возле дорог. И вологжан, и новгородцев расстроило то, что эти заборы портят исторический облик старинных русских городов, при этом на них потратили десятки миллионов бюджетных рублей. Что говорят жители о «заборизации», что им отвечают чиновники и почему на многих участках дорог эти ограждения не нужны — в обзоре «7×7».

Статья в тему:  Сосновские бани как доехать

Придорожные ограждения в Великом Новгороде и Вологде устанавливают в рамках федеральной программы повышения безопасности дорожного движения. Заказчик – ФКУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения”» заключило контракт с единственным участником электронного аукциона. Им стало ООО «Вектор» из Оребургской области, стоимость контракта – 403,6 млн рублей. Работы выполняет ООО «Пик-Барьер» из Нижнего Новгорода (субподрядчик).

За эти деньги фирма должна установить 120 километров ограждений в 21 городе. Среди них — Ярославль, Рыбинск, Петрозаводск, Кострома, Архангельск, Котлас, Йошкар-Ола, Тула. Например, в Великом Новгороде 7,6 километров оград вдоль дорог за 40 млн руб., в Вологде 10 километров за 32 млн руб., в Йошкар-Оле — более трех километров за 14 млн руб.

«Новгородскую красоту похоронили за алюминиевыми оградками»

За последние несколько лет Великий Новгород должен был исполнить несколько судебных решений по установке ограждений на перекрестках с регулируемыми пешеходными переходами. По данным мэрии Великого Новгорода, городской администрации недавно пришлось выплатить 800 тысяч рублей штрафа за неисполнение судебного решения.

ООО «Пик-Барьер» начало устанавливать придорожные заборы в городе в конце мая. Главный редактор «Новгородского областного телевидения» Диана Васина 31 мая опубликовала в Facebook пост с критикой этих работ.

– Не могу не задать вопрос [губернатору Новгородской области] Андрею Никитину, вот вы говорите надо создавать дизайн-код Новгорода, у нас проходят урбанистические хакатоны, офигительно крутой международный форум «Среда для жизни». А толку? В итоге всю новгородскую красоту похоронили за алюминиевыми оградками. Я опечалена, друзья, и больше не могу наблюдать за таким архитектурным вандализмом, – написала она.

Мария Клапатнюк, работающая в областной газете «Новгородские ведомости» того же медиахолдинга, отметила:

– Три вестника новгородского апокалипсиса: стрижка газонов в ноль, спил деревьев под чьи-то нуждишки, озаборивание всего и вся. Честное слово, хочется писать про сирени-яблони-соловьев и процветающий Новгород. Но нередко от городских нововведений просто с души воротит и смотреть тошно-противно.

Про придорожные заборы написали многие новгородские СМИ, а сообщество «ЧП 53 Великий Новгород. Новости» провело опрос в соцсети «ВКонтакте», в котором участвовали более 12 тыс. человек. Мнения разделились: 45,6% проголосовавших считают установку ограждений правильной, 19% сетуют на то, что они портят внешний вид города, 12,3% считают, что из-за них водителям не видно пешеходов, 9,4% думают, что они бесполезны.

Статья в тему:  Как создать забор ухты в клондайке

Новые ограждения по старым ГОСТам

Участники урбанистического движения «Новый город» заметили, что ограждения устанавливают по устаревшему ГОСТу.

Из-за общественного резонанса мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин провел 5 июня круглый стол на эту тему. Судя по словам чиновников, решение об установке ограждений принималось на основе старых решений судов. При этом изменения законодательства, вступившие в силу позже, не учитывались.

— Все эти места были определены не вчера и не позавчера. Было решение Новгородского районного суда от 25 марта 2014 года и в 2016 году. Два судебных решения регламентируют установку 90% этих мест вблизи пешеходных переходов и детских учреждений. Средства городского бюджета мы тратили во исполнение первого судебного решения. Но так как затраты предстояли еще очень большие, и была возможность обратиться в федеральную программу, которая помогла переоборудовать светофоры и построить автогородок для детей, мы обратились с просьбой включить нас в программу. Три года нас не принимали, в 2019 году нашу заявку подтвердили, — объяснил начальник управления по транспорту и связи администрации Великого Новгорода Игорь Попов.

Попов утверждает, что было много обращений жителей с просьбой установить ограждения вдоль нескольких улиц. Представитель ООО «Пик-Барьер» Валерий Симонов рассказал, что решение об установке оград в том или ином месте он принимал вместе с Игорем Поповым. Симонов назвал ограждения прочными и эстетичными: «Я не считаю, что они портят внешний вид».

— Есть тот тип, который мы устанавливаем, есть иной, есть столбики, есть с декором. Самое главное — эти ограждения можно украшать вертикальным озеленением. […] В связи с тем, что у нас исторический город, ничего не мешает впоследствии заменять эти ограждения или улучшать их внешний облик, — сказал председатель городского комитета архитектуры Евгений Жилин.

Перекресток улицы Великой, улицы Розважа и моста Александра Невского. Фото Александра Кириллова

Статья в тему:  Как построить щитовой дом на сваях

Главред «Новгородского областного телевидения» Диана Васина обратила внимание на то, что заборы ставят якобы из-за ДТП по вине пешеходов, при том что аварии чаще происходят из-за водителей:

— Хочу обратить внимание на 49 ДТП с пешеходами с начала года, из которых только семь произошло по вине пешеходов. При этом за баранов мы держим именно пешеходов, которых сдержать может только забор. И мы делаем город удобным для автомобилистов, но не для пешеходов. На онлайн-конференции Игорь Попов говорил, что мы обязаны установить эти заборы, но пройдет год, мы поймем, что они уродуют город, и мы их уберем или поменяем. Сегодня Евгений Жилин подтвердил это. Эти заграждения стоили федеральному бюджету 40 млн рублей. Найдет ли город такие средства? Я думаю, что нет.

Васина предложила мэрии обратиться в суд и оспорить решения, принятые на основе старых правил, или снести уже установленные заборы, так как по новому ГОСТу они не обязательны.

– Объясните, пожалуйста, почему в Москве, Подмосковье и в значительном количестве регионов нашей страны получается отказываться от заборов? — спросила она.

Главный архитектор Новгородской области Дарья Александрова сказала, что города вынуждены «ставить ограждения там, где это необходимо». Новый ГОСТ, который позволяет устанавливать их не везде, она не прокомментировала. Александрова поддержала предложение отправить письмо федеральному правительству с просьбой подготовить рекомендации по внешнему облику ограждений.

— Еще раз хочу сказать, что решение суда никто оспаривать не собирается. Мы совместно с комитетом архитектуры посмотрим, какие дизайнерские решения можно применить, чтобы эти заборы вписались в окружающую среду. […] — заверил мэр Сергей Бусурин.

В итоге ограждения в Великом Новгороде все равно установили.

«Многовековая история, стиль, образ – все на свалку!»

Аналогичные ограждения начали устанавливать осенью 2019 года в Вологде на улице Мира. Больше всего некоторых жителей возмутила замена старых чугунных оград на типовые, которые не вписываются в исторический центр Вологды. Под постом в группе «Настоящая Вологда» появились десятки комментариев горожан, многие назвали новые ограждения «безвкусицей».

– Ужас какой-то! Что творится! Многовековая история, стиль, образ – все на свалку! Девиз властей – простенько, дешево, безвкусно! – написала Екатерина Полуяхтова.

Статья в тему:  Где бывают трещины морщины щели на лбу на чашке в заборе

Пропажа исторических оград, украшавших центр Вологды, вызвала общественный резонанс в соцсетях. Координатор градозащитного сообщества «Настоящая Вологда» Ольга Смирнова 24 октября вышла в одиночный пикет перед зданием областного правительства против уничтожения исторического облика Вологды.

В администрации города в октябре 2019 года заверили, что чугунные ограждения якобы забрали на ремонт и вернут на место. После этого чиновники несколько раз комментировали демонтаж исторической ограды, и каждый новый ответ противоречил предыдущему — они то обещали вернуть ее после ремонта, то отвечали, что вместо нее могут установить новую. В одном из ответов говорилось, что чугунные ограждения якобы не соответствуют ГОСТу. Прошло более полугода, старинную ограду до сих пор не вернули.

Весной типовые дорожные ограждения стали устанавливать и на других улицах Вологды. Работы велись в рамках того же контракта, что и в Великом Новгороде. При этом на многих участках ограды поставили прямо на придорожные газоны, что возмутило жителей.

– Зачем ставить нелепые, никому не нужные жестяные заборы вдоль улиц. Сейчас идут на Герцена работы. Тротуар защищен от проезжей чести поребриками, газоном и деревьями. Вам некуда деньги потратить? К безопасности это не имеет ни малейшего отношения, – написал Илья Свердлов.

– Больше заборов богу заборов! Остановитесь уже, нам тут еще жить! – прокомментировал в апреле появление такой ограды на Пошехонском шоссе Анатолий Полицын.

«От заборов больше бед и проблем, чем пользы»

– Пешеходные ограждения на автомобильных дорогах остаются основным методом снижения аварийности по вине пешеходов, – утверждают в ООО «Пик-Барьер», поясняя, что заборы не дают пешеходам выходить на дорогу.

Еще одной причиной установки ограждений в фирме называют «предотвращение парковки автомобилей на газонах и тротуарах». Но выйти на тротуар или заехать на газон на многих участках в Вологде, где поставили ограждения, было нельзя и раньше — мешали деревья. Как считает урбанист Аркадий Гершман, пешеходы все равно находят, где выйти на дорогу, пользуясь разрывами в заборах:

– Это крайне примитивный уровень мышления, когда уменьшение количества сбитых пешеходов на дороге пытаются решить за счет простого недопуска людей на дорогу.

Статья в тему:  Как правильно построить забор на пучинистых грунтах

Гершман объяснил, что в России при установке дорожных ограждений чаще исходят из удобства водителей, тогда как в городах, где пытаются организовать удобную инфраструктуру, приоритетом является комфорт пешеходов.

– Заинтересованные лица смотрят на проблему с позиции водителя и своевольно трактуют нормы, а общая некомпетентность не позволяет понять свои ошибки. В такой ситуации забор становится почти единственным выходом из положения, поэтому они появляются даже там, где этого не требуют нормативы. Иными словами, проблема забора на улицах — заборы в голове.

С 1 апреля 2020 год в ГОСТе, который регламентирует установку дорожных знаков и ограждений, вступили в силу изменения. Они позволяют не устанавливать эти ограждения, если газон между тротуаром и проезжей частью шире 1 метра или если между ними есть сплошная живая изгородь. При этом если этого кустарника нет, то его можно посадить вместо установки забора.

Эти поправки в ГОСТ применимы ко многим участкам, где установили новые ограды в Вологде и Великом Новгороде — там или широкие газоны между дорогой и тротуаром, или растут деревья, или есть и то, и другое.

Кусты вместо забора в Амстердаме. Фото Аркадия Гершмана

Опыт европейских стран подтверждает, что в большинстве случаев придорожные ограждения не нужны.

– Если мы посмотрим зарубежные исследования на тему заборов, то увидим простое заключение: от заборов больше бед и проблем, чем пользы, – пишет Аркадий Гершман.

Кроме европейских городов, он привел примеры российских городов, где от дорожных ограждений стали отказываться и это не сказалось на увеличении аварийности. Это, в частности, Москва, Екатеринбург и Урюпинск. Демонтировать ставшие необязательными ограждения этой весной начали в Челябинске. В Нальчике их стали заменять на деревья и кусты.

– Эффективность применения заборов в каждом конкретном случае никто не оценивает, даже рост аварийности в городах не беспокоит. Также никого не интересует опыт той же Москвы, где при реконструкции улиц в центре все заборы отправляют на свалку и аварийность снижается:

«. на благоустроенных улицах в центральной части города на 4,5% сократилось количество ДТП, на 57% сократилось количество погибших, на 8% — количество раненых в ДТП».

При этом на дорогах с заборами водители едут быстрее, так как у них создается ложное чувство безопасности. «Нужно ли говорить, что превышение скорости — основной фактор аварий с пострадавшими?» – пишет Гершман.

Статья в тему:  Как установить столбы для забора на глинистой почве

Он считает, что умные руководители смогут воспользоваться поправками в ГОСТе, чтобы не ставить в городах ненужные заборы. Например, в Красноярске и Петербурге нашли способ сохранить от заборов центральные проспекты. Свободные от заборов придорожные газоны есть и во Владимире.

Кусты и газон вместо забора во Владимире. Фото Аркадия Гершмана

– А года через три, хочется верить, дезаборизация пройдет по всей стране с отменой глупых требований в ГОСТах, – написал Гершман.

В Кирове активисты объединения «Городские проекты» тоже борются против установки пешеходных ограждений. Их массово установили на перекрестках, возле мест концентрации ДТП с участием пешеходов и вдоль магистральных трасс. Жители несколько раз писали обращения в горадминистрацию с требованием убрать избыточные пешеходные ограждения с улиц. Однако чиновники ссылаются на требования ГОСТ 52289-2019 и ГОСТ 52766-2007, игнорируя вступившие в силу изменения.

Активисты считают, что ограждения не способствуют безопасности пешеходов на дорогах. Более того, могут быть опасны: в случае, если автомобиль на большой скорости врежется в забор, осколки от него начнут разлетаться в разные стороны. Об этом писал и урбанист Аркадий Гершман. Жители выступают за другие меры безопасности – ограничение скорости транспорта на проезжей части, установку “островков безопасности” и приподнятых пешеходных переходов.

«Продукт без смысла»: Варламов, Кац и Иванов о конце зеленых заборчиков

Позавчера коммунальщики начали повсеместно срезать желто-зеленые заборы во дворах, в бесполезности которых городские активисты и дизайнеры пытались убедить всех последние лет пять. «Афиша Daily» спросила у них — поддерживают ли они решимость московских властей.

24 апреля работники коммунальной службы начали срезать желто-зеленые заборы в московских дворах. В мэрии уничтожение ограждений, служащих для защиты палисадников, объяснили их устаревшей конструкцией и неэстетичным видом. При этом там же отметили, что не против вернуть заборчики жителям, которые выскажут подобное желание. Для этого надо создать инициативную группу и обратиться в управу района или к муниципальным депутатам. Общественность это не успокоило: в начале 2010-х блогеры писали о бессмысленности этих заборов, теперь на форумах жильцов и в фейсбуке поднялся шум — пишут, что уничтожать их не было смысла.

Статья в тему:  Как сделать декоративный забор из пластиковых бутылок

«Заборы нужно убирать — от них нет никакого толка, только дополнительные проблемы для пешеходов. К тому же они портят вид дворов, загромождают пространство. И, как показывает практика, никак не защищают газоны — для этого нужны столбики, полусферы или другие, более эффективные варианты. При этом заборы постоянно требуют денег на обслуживание, мешают уборке территории. Одни минусы. Мне не кажется, что власти подействовали резко. Я давно говорил, что все заборы надо спилить!»

«Заборы ставят для ограничения прохода людей — необходимость в них возникает в плохо спланированных пространствах. При этом подобные ограждения не решают проблему парковки автомобилей на газонах — нужны столбики или штрафы. Поэтому затея со сносом заборчиков во дворах кажется мне очень правильной. Избавившись от бесконечного желто-зеленого цвета, город станет только лучше. Возможно, перед сносом стоило узнать мнение горожан, но, мне кажется, это не тот вопрос, по которому надо устраивать общественные консультации. Половина дома может сказать, что им нужны заборы, чтобы люди и машины не портили газоны, а другая — выступить за более удобную придомовую территорию».

«С точки зрения разделения инженерных зон заборы изначально не несли никакого функционального смысла. Это скорее культурный продукт, базирующийся на очень странном аспекте. У нас очень поздно сформировалось представление о том, что город — это некое пространство, в котором возникает ситуация четкого разделения приватного и публичного. Дальше возникла идея ограждения этих зон по аналогии с деревенскими дворами.

Избавление от заборчиков — хорошая идея. Больше не придется тратить деньги на покраску совершенно нефункциональных объектов. Но пока меня настораживает другой момент. У нас политика мэрии устроена так, что в один день власти решают сделать улицы пешеходными, а в другой — заставить их «Урбантино» и, извините, розовыми пингвинами. Поэтому есть большой риск того, что на месте сносимых заборов появятся еще какие-нибудь интересные ограждения.

Статья в тему:  Какие бывают печи для бани

Что касается внезапного решения властей избавить московские дворы от ограждений, то в этом нет ничего удивительного — они все делают внезапно. Почему они должны были делать исключение для этого бесполезного объекта? Другой вопрос — должна ли подобным образом реализовываться вся градостроительная и благо устроительная политика Москвы. Думаю, нет».

Во дворах ликвидируют ограды: почему жители пятиэтажек в бешенстве

«Рабочим, что ли, план по сбору металлолома спустили?»

Столичные коммунальщики объявили: конец заборчикам, ограждающим газоны у жилых домов. Без них красивее, прямо как в Европе. А если кто боится, что водители станут парковать машины на газонах, то напрасно боится: мол, культура автовладельцев значительно выросла. И вот привычные желто-зеленые оградки выдергивают из земли, отправляя в металлолом. Рады ли жители домов? Оказывается, не очень, выяснил «МК».

Фото: Антон Размахнин

Девять часов утра, суббота. У белой пятиэтажки на Новощукинской улице визжит болгарка: коммунальщики демонтируют и тут же разделывают на куски металлический заборчик. Ржавчина за зиму успела как следует покрыть стальной уголок, из которого был сварен забор. В этот субботник должны были его покрасить, но вместо этого ликвидируют.

— И что, новый ставить не будут? — флегматично спрашивает мужчина в тренировочном костюме, вышедший погулять с собакой.

— Пока точно нет, — говорит бригадир рабочих. — А вообще в управе спросите, там побольше нашего знают.

Через несколько минут у соседнего подъезда начинается настоящая битва: внутри огороженного забором палисадника организованы альпийские горки, клумбы с цветами.

— Вы что творите?! Вам план по металлолому спустили? — негодует хозяйка зеленого уголка Валентина Гвоздева. Москвичке 78 лет, она с двумя подругами превратила обычный газон в маленькое чудо и категорически не хочет убирать ограду.

— Мы ничего, — робеют молодые рабочие (бригадира к этому моменту уже нет на «площадке»). Робеют — и уходят к следующему подъезду, где такого цветника нет. Там, может, обойдется без ругани. Заборчик остается на месте.

Впервые идею о том, что газонные оградки морально устарели, высказал мэр Москвы в 2014 году. С тех пор ведется общегородская кампания по их демонтажу. «Мы видим, что все меньше и меньше, да практически уже мало кто нарушает правила парковки автомобилей и заезжает на газонную часть, — комментирует ситуацию глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков. — Не здорово, когда город разрезан на кусочки отдельными заборчиками: их надо содержать, они где-то наклоняются, ломаются, создают неприглядный вид. Поэтому мы от них потихонечку отказываемся, при этом приводя в порядок газонную часть».

Статья в тему:  Как сделать дровницу в бане

В теории эти тезисы звучат правильно. Но практика показывает: помимо неправильной парковки есть еще одна опасность. После демонтажа ограждений газоны нередко превращаются в вытоптанные собачниками участки голой земли. Именно так получилось на другой стороне той же Новощукинской улицы.

— Раньше зеленую зону между домом и дорогой ограждал заборчик и сплошной ряд кустов, — рассказывает житель улицы Алексей Поздеев. — Получалось уютное пространство, где когда-то и качели стояли, дети играли. Своего рода садик. Сейчас убрали забор и кусты, а часть деревьев в 2017 году повалило ураганом. В результате вместо уютного дворика мы получили лысое место, вытоптанное людьми и собаками.

Фото: Антон Размахнин

Газоны в современной Москве с трудом выдерживают такой режим эксплуатации по нескольким причинам, сообщила «МК» ландшафтный архитектор Анна Синец. «Высокая концентрация противогололедных реагентов приводит к общему засаливанию почвы, — говорит она. — И одновременно рост этажности понижает инсоляцию (облучение поверхности солнечным светом. — Авт.). Создаются очень агрессивные условия для разнотравного газона. Тем не менее демонтаж оград я понять могу: с точки зрения дизайна это, конечно, большое благо».

В 2017 году, когда массовый демонтаж заборов проводился в прошлый раз, городские власти разъяснили: решением общего собрания собственников квартир оградку вокруг дома можно оставить. Похоже, массовые обращения в управу дают результат: у подъезда пятиэтажки, где женщина защищала свой цветник, ограждение не тронули. А у других оставили только скамейки, почему-то перекрасив их из привычного желто-зеленого в серый цвет. Наверное, чтобы не напоминали жильцам о еще недавно присутствующих оградках. Поскольку торжеством дизайна подобную расцветку точно не назовешь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: