Кооперативный гараж что это
«Всех согнали в „добровольный“ кооператив. А тем, кто отказался, не дают проехать к гаражу». Конфликт из-за частной собственности
В зарубежных странах понятие частной собственности свято: если ты хозяин, то подобраться к твоему дому, гаражу и даже сараю без разрешения не сможет никто. В нашей же стране есть нюансы. С одним из них столкнулся Сергей, который не смог попасть в гараж родственника. Дело происходило в Гродненской области, но ситуация может повториться в любом из уголков Беларуси. Молодой человек рассказал Onliner.by свою историю.
Самодельный шлагбаум и запреты
— Первого апреля решил заехать в гараж, — рассказывает молодой человек. — Там, где начинается гравийная дорога к гаражам, недавно установили самодельный шлагбаум (очень сомневаюсь, что он узаконен, но история не об этом). Возле него вагончик, а в нем сторож. Когда я подъехал, сторож ко мне подошел и спросил, есть ли у меня пропуск. Естественно, у меня его нет, так как гараж находится в собственности моего родственника, а он вступать в кооператив не собирается. Гараж был законно построен еще во времена СССР. За время разговора со сторожем уже даже скопилась немалая очередь.
Сторож мне ответил, что, если пропуска нет, его нужно делать и вступать в кооператив, соответственно, платить взносы, иначе «мы вас не пропустим». Я пошел в вагончик, чтобы поговорить с председателем кооператива. Диалог с ним не удался. На мою просьбу пропустить к гаражу он грубо ответил, что нет пропуска — нет въезда. И все должны платить.
Естественно, какой нормальный человек с таким отношением будет мириться? Я вызвал милицию. По приезде участковый милиционер взял у меня объяснение и направился в вагончик к сторожу. Начал выяснять у председателя, на каком основании он препятствует въезду граждан, и попросил документы на ГПК. Меня лично не удивило, что председатель документы так и не нашел.
Само собой разумеется, что, если человек хочет вступать в кооператив, он пишет заявление, а на нет и суда нет, как говорится. Вот и получается, что людей принуждают туда вступать под угрозой отказа в пропуске к собственному гаражу.
Пока я общался с председателем и сторожем, люди проезжали как хотели: кто сам поднимал шлагбаум и проезжал, кто разворачивался и уезжал. На мой взгляд, это просто самоуправство и не более.
Закон, который не все предусмотрел
— Порядок деятельности гаражных кооперативов регламентирован Положением о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденным указом президента от 28.01.2008 №43. Положением установлено, что лицам, которые не являются членами кооператива, может быть ограничен доступ к общему имуществу кооператива (например, может быть отключено электричество, запрещено пользоваться водопроводом и т. д.). Однако, полагаем, что не может быть ограничено право доступа к гаражу, который находится в частной собственности гражданина. Запреты на проход к гаражу могут быть расценены как самоуправство.
Кроме того, обращаем внимание, что Положением предусмотрена обязанность лиц, которые не являются членами кооператива, заключить с кооперативом договор о порядке пользования объектами общего пользования. Такие лица также обязаны вносить плату за пользование, которая не может быть ниже размера членских взносов члена кооператива, увеличенного в 2 раза.
Но стоит отметить, что согласно Положению данная обязанность распространяется только на лиц, которые получили право собственности на гараж, находящийся в гаражном кооперативе, путем его покупки либо получения по наследству. Случаи, когда право собственности на гараж было оформлено за гражданином еще до создания кооператива, законодательством не урегулированы. Именно из-за такого законодательного пробела между руководством кооперативов и собственниками гаражей достаточно часто возникают спорные ситуации. Полагаем, что такие конфликты должны разрешаться в судебном порядке, — комментирует юрист Елена Лысакова.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Авто под крышей. Как работают гаражные кооперативы в Советском районе Гомеля?
Два года назад на юридический сектор администрации Советского района Гомеля был возложен контроль деятельности местных гаражно-строительных кооперативов. На тот момент ситуация в них складывалась плохо: многие дольщики судились с председателями и бухгалтерами, а выбрать новых не могли из-за неумения найти общий язык на собраниях и собственной безынициативности. С 2008-го года, после вступления в силу Указа №43, регламентирующего деятельность ГСПК, ситуацию удалось улучшить. Тем не менее проблем ещё достаточно. Наболевшим читатели нашего еженедельника поделились c заведующим юридическим сектором Андреем Бондаренко.
Корр.: Сколько гаражных кооперативов в Советском районе?
— Тридцать восемь. Самые крупные насчитывают больше чем по тысяче человек. Это ГСПК №12 на улице Карбышева и №17 на улице Жукова. В первом в основном капитальные кирпичные гаражи, во втором — металлические. Самый маленький кооператив состоит всего из четырех человек. Он находится возле стадиона «Локомотив».
— Большая разбежка. А сколько в идеале должно быть членов в кооперативе, чтобы ему было комфортно работать?
— Порядка 100. Большие кооперативы появились в 90-е годы, именно в то время многие ГСПК стали стремительно разрастаться.
— Беспокоит Виктор Владимирович из ГСПК №27. Дело в том, что наш председатель числится в должности формально. Зарплату получает, а на работе даже не появляется. Дела в кооперативе запущены…
— Давно он работает?
— Избран в декабре прошлого года. Причём в собрании принимали участие всего 45 человек, а наш кооператив насчитывает 300.
— Если собрание проведено с нарушениями, оспорить его результаты вы индивидуально либо с другими членами ГСПК можете лишь в суде. Практика показывает, что в таких делах суд часто выносит решение в пользу истцов.
Администрация района, в свою очередь, проведёт проверку. И если ваши слова подтвердятся, мы привлечём председателя к ответственности за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Корр.: Какие нарушения типичны для ГСПК?
— Когда собрание членов ГСПК выносит какое-либо решение, должен быть соблюдён кворум. Причём собрание может проходить только в два этапа. То есть если на первом присутствуют меньше 50% членов кооператива, оно считается несостоявшимся, и назначается второе. На нём для принятия решения уже должны присутствовать не меньше 25% членов кооператива. Если и в этот раз не пришло необходимое количество, собрание считается несостоявшимся. Всё нужно начинать сначала. Если гаражный кооператив крупный, можно избрать собрание уполномоченных. Тогда для принятия решений будет достаточно на первом собрании 75%, а на повторном — 50% из числа уполномоченных.
Как показывает моя практика, чаще всего в ГСПК не соблюдают кворум и принимают решения, даже если не собралось нужное количество человек. Отсюда впоследствии и растут ноги всех судебных разбирательств. А их в гаражных кооперативах, в том числе и нашего района, хватает. Сейчас, например, судятся в ГСПК-12.
— Как, на ваш взгляд, можно решить проблему недостаточной активности членов ГСПК?
— Несколько раз мы прибегали к заочному голосованию. При этом в адрес каждого члена кооператива направлялся бюллетень, который он должен был заполнить и отправить по почте или вернуть лично. Такую процедуру применяли в ГСПК-17 для избрания уполномоченных, и удачно. Впоследствии её обжаловали в суде — нарушений не выявлено.
— Почему администрация района не может уволить председателя ко- оператива, который не выполняет надлежащим образом свои обязанности? Татьяна Свириденко.
— Потому что администрация не наделена таким правом. Мы можем только контролировать работу ГСПК, проводить проверки и привлекать к ответственности. Наши представители также нередко принимают участие в собраниях кооперативов, а несколько раз их даже организовывали в актовом зале администрации, контролировали правильность проведения. Но отменить решение собрания членов ГСПК может лишь само это собрание, либо собрание уполномоченных, либо суд. Все эти нормы прописаны в Указе Президента Республики Беларусь №43 от 28 января 2008 года «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок».
— Так, может, есть смысл передать и право управления администрациям районов. Раз дольщики сами не могут справиться с такой ответственностью?
— Этот вопрос мы обсуждали с депутатом Палаты Представителей Михаилом Починком. И просили его ходатайствовать о внесении изменений в законодательство. Это действительно в юридическом плане может упростить работу с ГСПК.
— Какие взносы и как часто я как член ГСПК должен платить? Валерий.
— Периодичность и сумму в каждом гаражном кооперативе устанавливают индивидуально. Опять же, на общем собрании членов ГСПК. Как правило, это 200- 250 тысяч рублей раз в квартал. Могут вводиться решением общего собрания дополнительные взносы.
— И ещё вопрос. Какая зарплата у председателя ГСПК?
— Она тоже устанавливается на общем собрании. Обычно официальная зарплата порядка 2 млн рублей.
— Какие работники должны быть в штате гаражного кооператива в обязательном порядке? Иван Петрович.
— Председатель, бухгалтер и сторож. Каждый гаражный кооператив получает специальную лицензию на охранную деятельность. По желанию, в штате может быть также электрик и другие работники.
Корр.: Есть ли в Советском районе возможность создания новых гаражных кооперативов?
— Возможность есть, но нет целесообразности. Сейчас мы готовы, например, выделить место под строительство гаражей возле кладбища Осовцы, но будут ли желающие строить их там? Люди хотят, чтобы гараж был близко от дома. И это вполне понятное желание. Тем не менее создавать новые гаражные кооперативы в жилых массивах возможности нет. И мы пошли по пути расширения существующих. Оно уже технически завершено в ГСПК №№15, 15а и 31. Однако большинство стоящих на очереди хотят возвести гараж в ГСПК на улице Жукова. К сожалению, там гаражные кооперативы уже расширяться не будут.
— Большая ли в районе очередь на строительство гаража?
— Сейчас в ней порядка 130 человек.
— Как быстро она движется?
— В среднем в месяц выдаём порядка пяти разрешений на строительство или установку гаража.
Корр.: Жители района жалуются, что при отказе от предлагаемого вами варианта строительства их снимают с очереди. Даже если гаражный кооператив находится очень далеко от их дома.
— Ничего не поделаешь, такова процедура. Однако уже на следующий день человек снова может встать на эту очередь.
— В каких гаражных кооперативах на сегодня есть свободные места? Михаил Анатольевич.
— В ГСПК №13 на улице Объездной можно возвести капитальный или металлический гараж. В ГСПК-26 на улице Борисенко — построить только капитальный гараж, причём там есть своя подрядная организация, которая занимается строительством. Дольщику нужно лишь внести необходимую сумму денег. В ГСПК-31 на улице Лазурной можно установить металлический гараж.
— Владельцы авто могут организовать свой гаражный кооператив и ходатайствовать перед городскими властями о выделении им места под строительство гаражей? Дмитрий Демиденко.
— Да, могут. Чтобы зарегистрировать кооператив, нужно не меньше трёх человек. После этого просить конкретный земельный участок. У нас в районе такой прецедент есть. Пять человек создали свой ГСПК и теперь просят, чтобы им выделили место под строительство на улице Владимирова.
— Каков первоначальный взнос при вступлении в гаражный кооператив?
— Он также устанавливается собранием. Как правило, это от 7 до 10 базовых величин.
— У нас во дворе стоит гараж, который принадлежит соседу-инвали- ду. Но он им не пользуется. Может, есть смысл убрать бесхозное строение? И вообще, разве отдельно стоящие гаражи во дворах ещё не запретили? Степан.
— Нет, инвалиды имеют право на такой гараж. Однако если после их смерти гараж переходит в собственность родственников, он больше не может находиться на территории двора в многоэтажной застройке. Он переносится, по согласованию с владельцами, на территорию гаражного кооператива. Если наследников нет, мы поступаем аналогично. Впоследствии гараж в ГСПК продаётся с аукциона. Если возможности переноса нет — он просто сносится.
— Можете назвать примерную стоимость строительства гаража в ГСПК? Олег.
— Это сложно, ведь есть масса нюансов. Например, будет строиться капитальный кирпичный гараж или устанавливаться металлический. Будет автовладелец своими силами возводить его или привлекать строительную фирму? Знаю, что в ГСПК-26, о котором говорил выше, построить гараж стоит сегодня где-то 123 млн рублей. Но там, опять же, работает конкретный подрядчик, который занимается всеми строительными и проектными вопросами. Человек просто вступает в кооператив, уплачивает эту сумму и на выходе получает готовый гараж.
Корр.: В Гомеле есть конкретные фирмы, которые имеют разрешение строить гаражи?
— За это может взяться любая строительная фирма. Но специальная комиссия кооператива впоследствии проверит строение на соответствие техническим, пожарным и прочим нормам. Решение о вводе в эксплуатацию принимается комиссией кооператива, а затем на заседании районной администрации принимается решение об определении назначения здания.
— Хочу встать на очередь на строительство гаража. Какими должны быть мои действия? Алина Сидоренко.
— Вам нужно обратиться в службу «одно окно» администрации того района, в котором вы зарегистрированы, со своим паспортом, паспортом на машину, справкой из БТИ, подтверждающей, что у вас в собственности в Гомеле нет гаража.
— В нашем кооперативе есть несколько бесхозных гаражей, владельцы которых не появляются уже очень давно. И взносы, естественно, не платят. Что с ними должен сделать кооператив? Евгений Эдуардович.
— Такие гаражи передаются в городскую коммунальную собственность. Впоследствии их продают или используют для своих нужд городские службы. В этом году у нас было три таких случая.
— Не совсем уверены в порядочности нашего бухгалтера. Как проверить документацию? Члены одного из ГСПК района.
— Первая инстанция, которая уполномочена это сделать, — ревизионная комиссия. Она избирается из состава членов ГСПК. Но, как показывает практика, её эффект минимален. Потому что, как правило, эти люди не имеют специального экономического образования и не разбираются в бухгалтерии.
Можно по решению общего собрания провести аудиторскую проверку. Но это «удовольствие» не из дешёвых. Специальные фирмы, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности, берут около 10 млн рублей за проверку документации ГСПК за полгода. Если проверка проходит в рамках судебного разбирательства и назначается судом, суммы ещё больше. После того, как суд вынесет решение, все деньги можно взыскать с виновной стороны.
— У меня достаточно дорогая машина, поэтому прежде чем строить гараж, хочу узнать, были ли в гаражных кооперативах Советского района случаи кражи авто? Егор.
— В последнее время нет. В начале 2000-х годов несколько таких случаев было. Причём впоследствии владельцы авто через суд взыскали ущерб с ГСПК.
Заведующий юридическим сектором администрации Советского района Гомеля ведёт приём по средам с 14 до 20 часов. Речицкий проспект, 6, каб. 307.
Гаражный кооператив
Гаражный кооператив – добровольное объединение физических и/или юридических лиц, которое создаётся для строительства гаражей или оборудования других форм хранения автомобилей, мотоциклов и иных автотранспортных средств. Кооператив является некоммерческим образованием и, его члены не имеют своей целью получение материальной прибыли. Организация обязательно имеет устав и председателя.
Финансирование гаражно-строительного кооператива осуществляется через внесение членами кооператива регулярных членских взносов, а также через нерегулярные, целевые платежи. Плату за строительство гаражей могут вносить как кооперативы вообще, так их отдельные члены в частности. Что касается строительства стоянок, то законодательство РБ предписывает единственный вариант оплаты – сумму перечисляет непосредственно кооператив.
Существуют следующие виды кооперативных взносов:
- Паевой взнос – единовременный или регулярный взнос, с использованием которого происходит процесс строительства гаражей или автомобильных стоянок.
- Целевой взнос – сумма дополнительного платежа, решение о внесении которой принимается на собрании членов кооператива (всех или уполномоченных). Данный взнос используется для проведения отдельных мероприятий, а также для проведения технических профилактических и ремонтных комплексов работ.
- Членский взнос – регулярный взнос, используемый для оплаты текущих расходов- заработные платы сотрудников, поощрения членов различных комиссии и иные потребности, возникающие в процессе функционирования кооператива.
Основным преимуществом членства в гаражном кооперативе в Беларуси является относительная доступность строительства на территории кооператива. Безусловно, гараж должен соответствовать техническим и санитарным нормам и требованиям, однако строительство может быть весьма бюджетным. Что касается недостатков, то они сводятся к тому, что помимо вопросов строительства необходимо решать вопросы вступления в кооператив и нахождения в нём.
Как создаётся гаражный кооператив
Для создания гаражного кооператива объединяются граждане, которые испытывают нужду в наличии мест для хранения их автотранспортных средств и стоят в соответствующей очереди. Помимо этого, объединяться могут те, у кого есть подходящие под строительство гаражей или автостоянок участки земли, а также те, кому временные гаражи достались по наследству. Если лица, подпадающие хотя бы под одну из этих характеристик, отсутствуют, то возможно создание гаражно-строительного кооператива с участием прочих желающих.
Местный исполнительный комитет принимает решение, где, когда и какой гаражный кооператив будет построен. Исполком сообщает тех, кто состоит на учёте, о создании нового кооператива, и на протяжении месяца с того дня, когда сообщение было получено, гражданин должен либо дать согласие на вступление к кооператив, либо отказаться от своего места. Если присутствует серьёзная причина того, почему гражданин не имеет физической возможности отреагировать на письмо в отведённый срок, этот срок продлевается.
В первую очередь становиться членами кооперативов имеют право граждане, относящиеся к следующим категориям:
- Люди с инвалидностью (1-я и 2-я группы)
- Лица, принимавшие участие в Великой Отечественной войне и граждане, приравненные к ним
- Лица, работавшие с последствиями на Чернобыльской АЭС и в зоне выселения после катастрофы
- Граждане, смерть членов семьи которых связана с исполнением служебных обязанностей
Хотите купить гараж в Минске для своего автомобиля? На Domovita очень много объявлений от собственников.
Некоммерческая организация ГСК: расшифровка, управление кооперативом и формы собственности
В крупных городах вопрос о хранении автомобилей постепенно выходит на первое место.
Машин много, места во дворах мало.
Автовладельцы зачастую вынуждены парковаться на газонах и тротуарах.
А это уже вызывает недовольство остальных жителей.
Эффективное решение данной проблемы — это гаражно-строительные кооперативы. Рассмотрим же что такое гаражный кооператив.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Расшифровка ГСК: что это такое?
Гражданский Кодекс РФ ( статья 116 ) определяет потребительский кооператив как союз граждан, созданный на добровольных началах и удовлетворяющий их потребности в товарах и услугах.
Он может быть нескольких видов:
- жилищно-дачный;
- садовый;
- гаражно-строительный.
Итак, что такое ГСК и как расшифровывается? Гаражно-строительный кооператив или ГСК — это организация, созданная на добровольные паевые взносы ее членов и обеспечивающая условия для хранения личного транспорта. В задачи входит создание и обслуживание гаражей.
ГСК подлежит обязательной государственной регистрации. Его деятельность контролируется органами исполнительной власти. Основным документом ГСК является Устав. Устав принимается на общем собрании пайщиков.
Построенные гаражи являются коллективной собственностью всех членов организации.
Форма собственности
Членами ГСК могут стать как физические, так и юридические лица. Объединившиеся исключительно юридические лица не могут создать ГСК. Среди пайщиков должно быть как минимум два физических лица. В противном случае союз будет признан юридическим объединением.
Согласно ГК РФ, гаражные кооперативы — это некоммерческие организации. Однако, они имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, сдавать часть гаражей в аренду либо оказывать услуги по ремонту автомобилей.
Следует помнить, что по законам Российской Федерации с полученной прибыли необходимо заплатить налог в размере 13 процентов. Оставшаяся после налогообложения прибыль подлежит распределению между пайщиками согласно Уставу.
Управление кооперативом
Управление ГСК осуществляется по следующей схеме:
- главным органом управления является общее собрание пайщиков. Оно должно проводиться как минимум дважды в году. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большее количество пайщиков.
- Исполнительным органом является Правление. Его состав утверждают на общем собрании. Правление должно состоять минимум из трех человек.
- Руководителем Правления является Председатель.
- Контролирующим органом является Ревизионная Комиссия. Ревизионная Комиссия назначается общим собранием. В ее обязанности входит контроль за деятельностью Правления.
Председатель гаражного кооператива
Председатель выбирается на общем собрании. Срок его полномочий составляет 2 года.
К основным обязанностям председателя относится:
- руководство работой Правления;
- проведение общих собраний;
- распоряжение денежными средствами гаражного кооперативам;
- заключение договоров с подрядчиками.
Членские взносы
Чтобы стать членом гаражно-строительного кооператива необходимо внести вступительный взнос, а далее оплачивать членские взносы.
Информация о размере, порядке внесения, ответственности за неуплату содержится в Уставе.
Членские взносы — это основной источник дохода ГСК.
Обязанностью его членов является оплата членских взносов своевременно и в полном объеме.
Справка о выплате пая
Для оформления права собственности на гараж потребуется справка о выплате пая. Справка выдается и подписывается Председателем.
Основные сведения, содержащиеся в справке о выплате пая:
- ФИО физического лица, которому выдается справка.
- Дата его вступления в гаражный кооператива.
- Сумма выплаченного пая.
- Дата погашения пая.
- Точный адрес гаража.
Заключение
ГСК представляет собой один из видов потребительского кооператива. То есть ГСК — это гаражный потребительский кооператив. Для того, чтобы стать его членом необходимо вносить членские взносы. Для автовладельцев участие в ГСК решает вопрос хранения транспорта в условиях нехватки парковочных мест и территории, а также через определенное время позволяет стать полноправным собственником гаража.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: