0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал гараж

Любопытные факты о фильме «Гараж» (13 фото)

1. Идею фильма режиссеру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников Мосфильма, Рязанов был настолько потрясен, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.

Много лет спустя, в своей книге «Грустное лицо комедии, или наконец подведенные итоги» Рязанов писал: «Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».

2. Однако еще больше расстроила режиссера собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме – поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.

3. Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки «несчастливый билет». Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.

4. В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Однако сами съемки проходили не в настоящем музее, а в павильоне Мосфильма.

Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора все же состоит в том, что Рязанов понимал, что «картинку» фильма, все действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.

5. Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме – все сцены «Гаража» снимали в хронологическом порядке, а съемочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли.

А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров – максимум на месяц.

6. Актеров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обостренном чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.

Статья в тему:  Как оформить гараж под склад

7. А вот Валентин Гафт, напротив, попал в «Гараж» совершенно случайно. Хотя председателя правления кооператива и звали так же, как актера – Валентин – в этой роли Рязанов изначально видел Александра Ширвиндта, который на роль утвердился, но, к сожалению, так и не смог найти время для фильма в плотном театральном графике.

И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне Мосфильма.

8. Кстати, это не единственная «счастливая случайность», связанная с актерами «Гаража». Ольга Остроумова, игравшая дочку профессора Смирновского, случайно зашла к Рязанову в поисках кого-нибудь, кто мог бы помочь ей устроить ребенка в детский сад. С детским садом режиссер помочь не смог, а вот роль в фильме, после которой карьера актрисы пошла вверх, дал.

Но и на этом везение не заканчивается – именно на съемочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт – женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках «Гаража». В 1996 году актеры поженились.

9. Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в «Гараже» досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишенного голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актеру.

Дело в том, что еще за несколько лет до съемок «Гаража» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из «Служебного романа». Режиссер предпочел скрыть свое авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.

10. Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актеры, наотрез отказавшиеся от ролей в «Гараже». Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова – Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.

11. Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.

Статья в тему:  Как провести интернет в гараж

12. Публика приняла картину «на ура» – еще бы, такой звездный состав актеров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной «Гараж» очень не понравился, о чем она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссера.

«Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж», который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее», — признается Эльдар Рязанов. – «Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! – «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…»

«К сожалению, я вел себя так же, как трусливое большинство»: Эльдар Рязанов – о том, как создавался «Гараж»

Эльдар Рязанов в России стал поистине народным режиссером – прошли десятилетия, а его фильмы по-прежнему помнят, «крутят» не только по праздником, а многие цитаты прочно вошли в разговорную речь. Своим любимым и наиболее близким к жизни жанром Рязанов называл трагикомедию, смех соседствует с грустью в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», «Стариках-разбойниках» и «Берегись автомобиля», «Невероятных приключениях итальянцев в России» и «Старых клячах». «Гараж» автор называл комедией сатирической, обличающей и высмеивающей пороки общества – комедией нравов. Съемки этой картины стали вызовом и испытанием для всех участников. Более 30 именитых актеров должны были на полтора месяца забыть о своих театрах, семейных проблемах, болезнях, любых ЧП, чтобы одновременно присутствовать в декорациях выдуманного НИИ. Снять фильм удалось в кратчайшие сроки – за 24 съемочных дня.

Смотрите комедию «Гараж» в пятницу,10 сентября, в 16:55 на телеканале «МИР».

Как Рязанов сходил на собрание гаражно-строительного кооператива

Дело в том, что сам Эльдар Александрович много лет был пайщиком гаражно-строительного кооператива, который организовался в 1969 году, но к 1979-му гаражи все еще не были достроены. Однажды в жизни кооператива произошла очень неприятная история. Рязанов заскочил на очередное собрание, предполагая, что оно продлится 20-30 минут, но затянулось оно на много часов и скатилось во всеобщую склоку. Рязанов ушел потрясенным.

На том собрании пайщикам сообщили, что земельный участок, выделенный под гаражи, сокращен, поэтому несколько автовладельцев придется исключить. Вопрос можно было решить демократически, путем голосования, но правление побоялось, что гаражных боксов лишат привилегированных членов, оказавшихся в кооперативе путем махинаций. Поэтому жертвы наметили заранее и выбрали самых беззащитных, не занимающих высокого положения и не имеющих влиятельных покровителей людей. Когда фамилии исключенных огласили, остальные облегченно выдохнули, закрыв глаза на то, что произошло нечто очень несправедливое.

Статья в тему:  Обокрали гараж что делать

«В такой благодушной, я бы даже сказал, веселой атмосфере исключенное меньшинство начало отчаянную и безнадежную борьбу за право остаться в кооперативе. Однако члены правления держались монолитно и, пользуясь тем, что сидели в президиуме, пытались заткнуть глотки жертвам. Им помогали пайщики, оставшиеся в кооперативе. Я приехал домой после собрания как оглушенный. Ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там они проявили себя совсем с другой стороны. Я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив некрасивость и уродливость лиц», – рассказывал Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги».

Буквально на следующий день он рассказал эту историю драматургу и сценаристу Эмилю Брагинскому, который несколько лет сам был заместителем председателя правления жилищного кооператива и хорошо знал многие тонкости взаимоотношений внутри правления и пайщиков. Было решено, что тема достойна того, чтобы превратиться в фильм. На ее примере можно было затронуть множество остросоциальных тем, типичных для того времени: «ты – мне, я – тебе», липовые диссертации, коррупция, привилегии золотой молодежи, судьбы бывших фронтовиков, проблема одиноких женщин, «омещанивание», приспособленчество и многое другое. На контрасте с большинством можно было хорошо выписать образы так называемых белых ворон – людей, которые вступают в схватку с несправедливостью.

Кадр из фильма «Гараж», 1979 год

Помимо прочего, для Эльдара Александровича «Гараж» стал попыткой загладить вину за трусость и пассивность, которую он проявил на том злополучном собрании.

«. к сожалению, я вел себя так же, как трусливое большинство, – признавался режиссер. – Меня возмутило поведение правления. Я протестовал, но не вслух – только рядом сидящим соседям. Фактически тоже промолчал. Сначала мне было все безразлично, я ведь забежал на собрание на несколько минут, а потом, когда страсти накалились, побоялся, что меня могут вышвырнуть из списка, и не рискнул ввязаться в схватку. Член-корреспондент Смирновский во многом автобиографичен. И не только в ситуации с гаражом, но и в социальном плане. Многие мысли Смирновского близки авторам фильма. Мне было мучительно стыдно за свое поведение на этом собрании. Но если я не решился вступиться за невинно пострадавших тогда, то постарался это сделать, поставив «Гараж».

Охота за актерами

Одной из главных сложностей в замысле фильма был подбор актеров. Сценарий предполагал единство места, времени и действия, на собрании должны были находиться все участники одновременно – всего 30 человек. Проведение кинопроб отсеклось сразу, это заняло бы слишком много времени. Нужно было подобрать кандидатов заранее с учетом их планов, гастролей, работы в театре и киносъемок. Поскольку спектакли в основном идут по вечерам, решили снимать только в утренние смены, которые должны были кончаться не позже шести часов вечера. При этом Рязанов привык работать с артистами не просто талантливыми, а одновременно и комедийными, и драматическими. Когда все кандидатуры наконец были определены, он принялся лично объезжать режиссеров московских театров с просьбой отдать дневное время актеров на полтора месяца. Он побывал у Олега Ефремова, Галины Волчек, Юрия Любимова, Андрея Гончарова, Александра Дунаева, Валентина Плучека и других – и почти во всех случаях добился своего.

Статья в тему:  Что делать если арендатор не платит за гараж

Когда этот вопрос был решен, главной задачей стало уложиться в короткие сроки. Полтора месяца съемок не подразумевали хотя бы дня отсутствия кого-то из артистов.

«Съемка не сорвалась ни разу. Приходили больными, откладывали все другие дела. Актеры увлеклись сценарием, им нравилась его гражданственность, им по душе пришлись роли, которые они играли. А кроме того, атмосфера на съемке, где собрались замечательные «звезды» нашего театра и кино, где встретились подлинные таланты, была творческой. Соперничество в самом лучшем смысле этого слова заставляло каждого артиста выкладываться изо всех сил и стараться заткнуть за пояс партнера», – писал Эльдар Александрович.

Рязанова всегда интересовали судьбы персонажей. Как правило, это живые, характерные для своей эпохи истории, каких можно встретить в России немало. В «Гараже» Рязанов и Брагинский решили создать не меньше семи-восьми «полнокровных» характеров – архетипов, распространенных в советском обществе 1970-х. Это общественница и «выдвиженщина» Аникеева (Ия Саввина), выходец из деревни, золотые руки – механик Фетисов (Георгий Бурков), большой ученый Смирновский, придерживающийся позиции «моя хата с краю» (Леонид Марков), модный ветеринар и приспособленец Сидорин (Валентин Гафт), растерявшийся в реалиях современной жизни фронтовик Якубов (Глеб Стриженов), пронырливый псевдоученый Карпухин (Вячеслав Невинный), золотая молодежь в лице сына Милосердова и профессорской дочки Марины (Игорь Костолевский и Ольга Остроумова), мать-одиночка и специалист по ядовитым змеям Елена Малаева (Лия Ахеджакова) – все эти характеры создатели картины постарались раскрыть с разных сторон, все они сочетают в себе и хорошее, и плохое.

«И лишь в одном персонаже мы не смогли раскопать ничего симпатичного – в директоре рынка, – констатирует режиссер. – Она нам антипатична во всем, мы не смогли пересилить своего отношения и не наделили ее ни одним добрым чувством, ни одним приличным поступком».

Со многими артистами из этой картины Рязанов работал не один раз. Например, он очень любил Георгия Буркова, он играл в фильмах «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «О бедном гусаре замолвите слово. », «Жестокий романс». Эльдар Александрович считал, что такой по натуре добрый человек, как Бурков, просто не создан для отрицательных персонажей. Роль Фетисова, который оставил деревню ради города, писалась специально для него.

«Какому еще артисту можно было доверить такую непростую реплику, как: «Я за машину родину продал!»? Каким положительным потенциалом должен был обладать артист, произносящий эти слова, чтобы вызвать смех, а не реакцию отвращения! И герою Буркова это оказалось дозволенным, потому что народность, простодушие и чистота исполнителя помогли избежать двусмысленности, заложенной в этой рискованной остроте», – объяснял Эльдар Рязанов.

«Гараж» стал третьей совместной работой Рязанова и Андрея Мягкова. На этот раз всесоюзного любимца решили не приукрашивать. Мало того что поклонницам продемонстрировали раннюю лысину их кумира, так его еще и лишили голоса – по мнению режиссера, главного средства выразительности Мягкова. Лаборант Хвостов осип после того, как прыгнул в бассейн с ледяной водой, чтобы дать тюленю лекарство.

Статья в тему:  Как выращивать клубнику круглый год в гараже

«Я очень доволен, как Андрей Васильевич сыграл эту, пожалуй, самую невыгодную в фильме роль, – писал режиссер. – И только благодаря мягковской натуральности, серьезности, обаянию безголосый Хвостов занимает достойное место в рядах борцов за справедливость, возглавляя вместе с героиней Ахеджаковой поход во имя честности и порядочности». Кстати, позже Мягков в четвертый раз появился в рязановском фильме – в роли Карандышева в «Жестоком романсе».

Низенькой, неинтересной внешне Лии Ахеджаковой, несмотря на большой талант, в своей карьере пришлось столкнуться с предубеждениями: сначала играть в детских спектаклях, потом маленькие эпизодические роли. У Рязанова она впервые появилась в небольшой роли в «Иронии судьбы», и сразу же покорила его. Вскоре последовала роль модницы-секретарши в «Служебном романе», а главная роль в «Гараже» уже писалась специально для нее:

«. нам казалось более правильным предназначить эту святую роль неказистой, как и ее старенький «Москвич», матери-одиночке. Нам думалось, что, если всю бучу поднимет забитая жизнью, но не потерявшая главных критериев «шмакодявка», как ее обзывают в фильме, это будет и более жизненно и более глубоко. Ведь изменить течение собрания какому-нибудь именитому или представительному мужчине куда легче, чем маленькой, не занимающей никакой должности, не обладающей никаким влиянием женщине».

Всех актеров, участвовавших в съемках «Гаража», Рязанов делил на «идеалистов» и «циников». Партию «идеалистов» возглавил Валентин Гафт. Правда, изначально роль Сидорина предложили Анатолию Кузнецову, но тот отказался, так как за день до этого дал согласие на участие в съемках чехословацкой картины «Гордубал». Претендовал на нее Александр Ширвиндт, но в итоге пригласили Валентина Гафта, для которого эта роль стала одной из самых крупных удач. Режиссер вспоминал о Валентине Иосифовиче как о настоящем «фанатике сцены», перфекционисте, требующем высшей планки от себя и партнеров, человеке, не терпящем халтуру – одновременно жестком и остром на язык и очень застенчивом.

«А как увлеченно Гафт помогал во время съемок партнерам, а следовательно, и мне! В частности, он нежно относился к Лии Ахеджаковой и, отведя ее в угол декорации, объяснял сцены, репетировал, показывал. Как он одергивал хамство и пренебрежение к коллегам, свойственное некоторым артистам, участвовавшим в съемках «Гаража»! Как язвительно указывал отдельным исполнителям, которые в ущерб картине, вопреки ансамблю старались вылезти на первый план!» – по словам Рязанова, именно Гафт своей серьезностью и невероятно развитым чувством ответственности задал точную интонацию всему фильму.

Режиссер вспоминал, что держать одновременно в поле зрения 30 исполнителей и корректировать их игру было неимоверно сложно. Большим подспорьем стала дружеская атмосфера, которая воцарилась на площадке, основой отношений между партнерами стали подначка, насмешка и взаимопомощь. Гафт помогал Ахеджаковой, Немоляева – Остроумовой, Бурков – Брондукову, и наоборот. «Дружеская помощь и советы перемешивались с язвительными шуточками и убийственными остротами в адрес партнеров», все это не позволяло кому-то одному потянуть одеяло на себя. Пока кто-то один выходил на первый план, остальные должны были играть на фоне в массовке, от чего они давно отвыкли. Но все удалось: режиссерский талант Рязанова помог в очередной раз объединить на съемочной площадке уникальный коллектив из талантливых артистов с разным темпераментом, опытом разных актерских школ и театров, чтобы сделать честную и проблемную комедию – 13-ю в его фильмографии.

Статья в тему:  Сколько отступать от забора при строительстве гаража

Сам Эльдар Александрович, говоря о «Гараже» даже через много лет, всегда отмечал, что очень хотел бы, чтобы этот фильм и сконцентрированные в нем проблемы общества как можно скорее устарели. «Но – увы! – «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни», – отмечал режиссер.

Кто написал гараж

Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов

Сидорин — председатель правления. Главный ветеринар Института по охране животных от окружающей среды. Кроме того, он преуспевает в частной практике. Сидорин активно обаятелен, любит быть в центре внимания, уверен в своей неотразимости, краснобай, хвастун и позер.

Аникеева — заместитель председателя. Тот заместитель, который на самом деле главнее председателя. И не только потому, что руководит научной деятельностью института, но и потому, что по характеру Аникеева — фельдфебель. Одета строго. Губы не красит, ресницы не мажет, глаза не подводит. При всех этих мужских качествах у Аникеевой есть муж, дети и внуки.

Секретарь правления — подходит правлению тем, что умеет не выносить сор из избы.

Малаева — внешность у нес неказистая, но на ее бледном личике сияют огромные мятежные глазищи, в которых есть свет, смелость и притягательность.

Смирновский— ему, увы, уже за пятьдесят, но, ура, еще нет шестидесяти. Он умен, насмешлив, иногда циничен, но всегда осторожен. К тому же он член-корреспондент Академии наук.

Марина — дочь Смирновского. Молода и привлекательна. От нее недавно ушел муж. Ушел потому, что полюбил другую, несмотря на то, что у нее нет папы-академика. В то, что творится на душе у Марины, она не разрешает заглянуть никому.

Наташа — симпатичная и умненькая. Как и все аспирантки Смирновского, влюблена в своего учителя. Но с большим успехом, чем остальные.

Статья в тему:  Как оформить право собственности на землю под гаражом

Жена Гуськова — растрепанное, милое существо — доброе, ласковое, бесхарактерное, безвредное и безопасное.

Хвостов — лысоватый мужчина, который в настоящий момент потерял дар речи, то есть немой.

Фетисов — человек простой, говорит без подтекста. У него золотые руки.

Карпухин — верный клеврет правления. Человек решительный, правильный, умеет проложить себе дорогу. В общем, знает, как надо жить.

Якубов — ему за шестьдесят. У него сморщенное, умное и печальное лицо, на котором написано, что многое уже выстрадано за долгую и пеструю жизнь.

Тромбонист — это не какой-нибудь заурядный лабух, из тех, что вечерами трубят в ресторанах. Наш музыкант — дипломант Всесоюзного конкурса, солист Самого Что Ни На Есть Большого симфонического оркестра, Вместе с коллегами по оркестру он будил звуками тромбона слушателей всех континентов.

Сын Милосердова — молод и дьявольски хорош собой. Помимо открытого лица и дорогой заграничной одежды, обладает непринужденностью и уверенностью, что именно он хозяин жизни.

Кушакова — большеглазая, большеротая, большеногая (нет, это неграмотно, правильно — длинноногая) женщина тридцати пяти лет, стильно обернутая в джинсовую материю.

Толстый пайщик — личность загадочная. Проспал все собрание.

Муж Аникеевой — нежно любит жену и восхищается ею.

Жених — очень хочет жениться и вовсе не хочет вместо этого находиться на собрании.

Общее собрание пайщиков гаражно-строительного кооператива происходит в зоологическом музее. Здесь, в музее, принадлежащем Всесоюзному научно-исследовательскому институту охраны животных от окружающей среды, разнообразные пыльные чучела млекопитающих, птиц и пресмыкающихся выгодно оживляют унылую атмосферу собрания.

Вперемежку с мертвыми волками, черепахами и горными орлами понуро сидят пока еще живые члены кооператива.

За столом президиума — товарищ Сидорин — председатель правления, который произносит сейчас отчетный доклад, товарищ Аникеева — его заместитель, и Секретарь правления.

Сидорин (монотонно). А потом мы вылетели из титула третьего квартала. Детский сад номер восемь, видите ли, написал письмо, чтобы мы не строили гараж рядом с детьми… Пришла комиссия… Возникли непредвиденные расходы в виде угощения, сами понимаете, их отменить нельзя. Дальше… Жильцы соседнего дома ночью засадили строительный участок саженцами быстрорастущих деревьев, а сами тем временем накатали телегу в исполком, что мы уничтожаем зеленую зону… Слава богу, одиннадцать деревьев не привились… Ну, опять пришла комиссия, но мы были соответственно подготовлены и три дерева, которые пустили побеги, предварительно обработали мазутом… пришлось уплатить штраф за три погибших дерева, но участок удалось отстоять… Большую помощь оказал нам лично товарищ Милосердов… Таким образом, мы снова попали в план сдачи объекта этим годом. Это значит, что гараж будет закончен, в лучшем случае, во втором квартале будущего года, но мы обещали строительному тресту подписать акт о приемке строительства этим годом… тогда они получат прогрессивку, но это их дела. Было совершено два поджога. Первый раз сгорела сторожка с рабочими инструментами и спецовками. Во время второго поджога, когда запылали деревянные секции забора, нашим дежурным активистам удалось поймать поджигательницу… ею оказалась многодетная мать, которую, конечно, пришлось отпустить. Товарищи! Во время строительных работ был, совершенно случайно, поврежден телефонный кабель… Жильцы соседних домов, оставшиеся без телефонной связи… пытались разгромить строительство и нанести физические увечья некоторым членам правления… Опять возникли непредвиденные расходы… Но мы решили оплатить стоимость пальто…

Статья в тему:  Как сделать отопление в гараже на отработке

Малаева (появляясь в зале). Здравствуйте. (Проходя к свободному месту, раскланивается с сослуживцами.)

Сидорин. …одного из членов правления, уничтоженного во время установления контактов с обестелефоненными жильцами… Я имею в виду пальто, а не члена правления… В настоящее время кабель восстановлен, строители взяли на себя повышенные обязательства, но на прошлой неделе бригада опять на стройку не вышла… ее временно перебросили на аварийный объект. Но вчера, товарищи, четырех рабочих нам вернули. Так что дела идут неплохо…

Аникеева (поднимается со стула). Ну, товарищи, кто за то…

Пайщики дружно и привычно вскидывают руки, не дожидаясь конца фразы.

…За что? (Смеется.) Кто за то, чтобы признать работу правления гаражно-строительного кооператива «Фауна» — удовлетворительной?

Фетисовэнтузиазмом). Почему удовлетворительной? Признать работу хорошей!

Тромбонист. Верно. Славно потрудились! Можно и хорошей!

Карпухин (одобрительно.) Большие молодцы!

Жених (надевает пальто). Признать прекрасной и пойти домой…

Аникеева. Товарищи, у нас не может быть хорошей работы. Бывает удовлетворительная и неудовлетворительная. Кто за то, чтобы признать удовлетворительной?!

Пайщики дружно голосуют.

Сидорин. Так, принято единодушно! Благодарю вас всех от имени правления.

Жена Гуськова. Можно идти? Можно?

Пайщики один за другим поднимаются со своих мест.

Сидорин. Но, товарищи, собрание еще не окончено… Слово имеет наш секретарь, Алла Петровна.

Секретарь. Прошу сесть, товарищи. Правление просит заслушать доклад по хозяйственно-финансовой деятельности правления гаражно-строительного кооператива «Фауна» за истекший год.

В зал входит Наташа.

В прошедшем году был проделан…

Марина и Смирновский замечают Наташу.

…определенный цикл строительных работ в объеме, предусмотренном сметой строительно-эксплуатационных расходов, утвержденной…

Марина (Смирновскому). Твоя прискакала, папочка, совсем обнаглела. Уже на собрания является…

Наташа проходит через зал. Подходит к Смирновскому и Марине.

Наташа (тихо). Добрый вечер, Павел Константинович! Ну сколько можно заседать?

Неприглядная истина человеческих отношений: любопытные факты о фильме «Гараж»

Фильм Эльдара Рязанова «Гараж» был и до сих пор остается одним из самых любимых наших отечественных фильмов. И неудивительно, ведь этот яркий фильм очень резко, но в то же время так обаятельно открывает нам неприглядную истину человеческих отношений.

Статья в тему:  Как обустроить гараж 6х4

Идею фильма режиссеру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников «Мосфильма», Рязанов был настолько потрясен, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.

Много лет спустя в своей книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги» Рязанов писал:

Однако еще больше расстроила режиссера собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме. Поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.

Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры, любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил-таки «несчастливый билет». Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.

В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Однако сами съемки проходили не в настоящем музее, а в павильоне «Мосфильма».

Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора все же состоит в том, что Рязанов понимал, что «картинку» фильма, все действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.

Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме — все сцены «Гаража» снимали в хронологическом порядке, а съемочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли.

А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров — максимум на месяц.

Актеров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обостренном чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.

А вот Валентин Гафт, напротив, попал в «Гараж» совершенно случайно. Хотя председателя правления кооператива и звали так же, как актера, — Валентин, в этой роли Рязанов изначально видел Александра Ширвиндта, который на роль утвердился, но, к сожалению, так и не смог найти время для фильма в плотном театральном графике.

И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне «Мосфильма».

Статья в тему:  Обокрали гараж что делать

Кстати, это не единственная «счастливая случайность», связанная с актерами «Гаража». Ольга Остроумова, игравшая дочку профессора Смирновского, случайно зашла к Рязанову в поисках кого-нибудь, кто мог бы помочь ей устроить ребенка в детский сад. С детским садом режиссер помочь не смог, а вот роль в фильме, после которой карьера актрисы пошла вверх, дал.

Но и на этом везение не заканчивается — именно на съемочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт — женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках «Гаража». В 1996 году актеры поженились.

Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в «Гараже» досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишенного голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актеру.

Дело в том, что еще за несколько лет до съемок «Гаража» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из «Служебного романа». Режиссер предпочел скрыть свое авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.

Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актеры, наотрез отказавшиеся от ролей в «Гараже». Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова — Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.

Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.

Публика приняла картину «на ура» — еще бы, такой звездный состав актеров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной «Гараж» очень не понравился, о чем она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссера.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector