Забора воды и водопоя какой сервитут
Водные сервитуты
Водный сервитут – это право ограниченного пользования водным объектом.
Водный сервитут устанавливается для лиц, которые не являются собственниками водных объектов, а также в зависимости от целей использования данного водного объекта. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.
Существуют следующие формы водного сервитута:
- публичная – каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами;
- частная – ограничение прав лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование. Частные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Цели установления обеих форм водных сервитутов:
- забор воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
- водопой и прогон скота;
- использование водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
Также возможно установление иных водных сервитутов.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование. Договор установления частного водного сервитута заключает ся водопользователем с лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, и подлежит регистрации (кроме публичного сервитута). Если соглашение об установлении или условиях сервитута не достигнуто, то спор разрешатся судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Водопользователь объекта, обремененного сервитутом, имеет право, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование этим водным объектом.
Обременение объекта водным сервитутом не является основанием для лишения пользователя этим водным объектом прав водопользования. Сервитут охраняется при переходе прав на водопользование объектом, который обременен этим сервитутом, другому лицу. Сервитут не является самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не имеющим причин для установления данного сервитута. По требованию пользователя водным объектом, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен после устранения оснований, по которым он был установлен. Если водный объект, который предназначен для использования гражданином или юридическим лицом, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целью пользования им, то водопользователь имеет право требовать по суду прекращения сервитута.
Водный сервитут
Публичный водный сервитут определяется как возможность каждого пользоваться водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а частный водный сервитут — как возможность ограничения прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами в пользу заинтересованных лиц.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса.
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:
- — забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
- — водопоя и прогона скота;
- — использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным настоящей статьей, водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные водные сервитуты.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.
Земельный кодекс РФ ввел понятие «публичный сервитут» в земельное законодательство (ст. 23) впервые на уровне федерального закона141. Однако этот институт не нов для современного российского законодательства. Водный кодекс РФ в 1995 году (ст. 43-44) и Лесной кодекс РФ в 1997 году (ст. 21) ввели понятия «водные сервитуты» и «лесные сервитуты».
Описание публичного сервитута наиболее подробно до принятия Земельного кодекса РФ было дано в ст. 64 Градостроительного кодекса РФ, которая закрепила, что публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случаях, когда это определяется государственными или общественными интересами.
Земельный кодекс РФ развил эти положения и предусмотрел, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ).
Также в Земельном кодексе РФ закреплена норма о том, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Это, на мой взгляд, поможет избежать возможных злоупотреблений при установлении публичного сервитута в отношении земельных участков.
В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса РФ в результате установления публичного сервитута, так же как и при установлении частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным: например, при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам. Установление публичных сервитутов может помочь в решении этой проблемы.
Земельным кодексом РФ определены отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют предусмотренным Гражданским кодексом РФ частным сервитутам: например, для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т. п.
Основное отличие будет, как уже указывалось, в способе установления сервитута и в тех интересах, в которых он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в таком случае это будет частный сервитут. Если же через существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это скорее всего будет сделано на основе установления публичного сервитута.
Земельным кодексом РФ установлены следующие виды публичных сервитутов:
- — прохода или проезда через земельный участок;
- — использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- — размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- — проведения дренажных работ на земельном участке;
- — забора воды и водопоя;
- — прогона скота через земельный участок;
- — сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
- — использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
- — временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- — свободного доступа к прибрежной полосе.
При подготовке проекта Земельного кодекса РФ предполагалось, что перечень публичных сервитутов не будет исчерпывающим, однако в окончательной редакции приведен закрытый перечень публичных сервитутов.
Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут). Это в равной степени относится к частным и к публичным сервитутам. При установлении сервитута должно соблюдаться следующее правило: осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Такую плату целесообразно определять в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть предусмотрена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком.
При введении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, если это приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Еще одной гарантией прав собственника участка или лиц, использующих участок на ином праве, служит положение Земельного кодекса РФ о том, что, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 23). Также лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23).
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитута для:
- 1) прохода или проезда через земельный участок;
- 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- 4) проведения дренажных работ на земельном участке;
- 5) забора воды и водопоя;
- 6) прогона скота через земельный участок;
- 7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
- 8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
- 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- 10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Рассмотрим в качестве примера судебную практику:
Муниципальное унитарное предприятие (далее-истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации г. Волгограда (далее-ответчик) о признании недействующим постановления Администрации г. Волгограда № 1124 от 18.09.2002 г., третье лицо: предприниматель-К.
Обжалованным судебным решением в удовлетворении указанного выше иска отказано, оспоренное постановление Администрации г. Волгограда признано соответствующим ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе истец просит об отмене судебного акта, вынесении нового судебного решения об удовлетворении иска, настаивая на нарушении ответчиком ст. 23 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку был установлен, не публичный, а частный сервитут в интересах одного лица — предпринимателя К.
Федеральным арбитражным судом Поволжского округа решение отменено, постановление Администрации г. Волгограда №1124 от 18.09.2002 г. «Об установлении публичного сервитута унитарному предприятию «Тракторозаводский рынок» признано недействующим.
Как следовало из материалов дела, предпринимателем К. по договору купли продажи от 06.12.2000 г. приобретен магазин по адресу: г. Волгоград, ул. Клименко, 12 «б». 06.03.2001 г. за №3571 был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка площадью 266,1 кв.м. по тому же адресу. Из технического паспорта нежилого здания, приобщенного предпринимателем К. видно, что по состоянию на 01.12.2000 г. находится оно на территории колхозного рынка. Данное обстоятельство установлено судом и по другим имеющимся в деле документам.
Как было видно из оспариваемого постановления, оно вынесено в связи с обращением гражданки К. в целях обеспечения беспрепятственного прохода и подъезда к принадлежащему ей магазину с территории истца. В чьих интересах был установлен публичный сервитут не усматривается и из постановляющей части постановления.
В п. 2 оспоренного ненормативного акта установлено, что публичный сервитут подлежит государственной регистрации в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними «Волгоградское областное регистрационное управление», что соответствует п. 9 ст. 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, прямое указание федерального закона ответчиком не было выполнено, в деле документы о регистрации сервитута отсутствуют.
Кроме того, п.2 ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Данное установленное законом требование также не выполнено ответчиком.
Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким — либо образом мнения общественности по данному вопросу. В материалах дела не имеется документов, подтверждающих утверждение ответчика о вынесении им постановления в интересах местного населения (потребителей), а также предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на территории истца.
Однако при устранении вышеуказанных нарушений администрация города не лишена возможности вновь установить сервитут.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда не имелось правовых оснований для отказа в иске, поскольку вынесено оспоренное постановление с нарушением вышеуказанных требований закона.
Общественный компромисс – водный сервитут
Отрасль сервитутного права берет начало от древнеримских юристов. Дословно с латыни определение «сервитут» транслируется, как «подчинение» или «обязанность». В современной трактовке под термином следует понимать неполное право пользования чужой недвижимостью.
Именно поэтому сервитут считается обременением.
В далекие времена оно было связано с необходимостью проехать или пройти пешком через чужие владения. Сегодняшняя необходимость связана с активным строительным бумом в частном секторе. Речь не только о земельных владениях, но и о других жизненно важных ресурсах (лес, вода и т д.).
- Водный сервитут
- Законодательный ракурс
- Виды
- Цели
- Объект
- Особенности
- Нюансы частного и публичного сервитута
- Алгоритм обременения
- Публичный случай
- Частный случай
- Обоюдное согласие
- Судебное решение
Водный сервитут
Это своего рода компромисс для всеобщего блага. Под водным объектом следует понимать природный или искусственный источник воды (водоем, водоток и т. д.). Он может быть постоянным или временным, но в законодательном смысле должен обладать признаками и формами водного режима:
- ледники;
- родники, гейзеры;
- болото;
- подземные воды;
- моря и их отдельные части;
- реки, каналы, ручьи;
- водоемы.
Распространенная ситуация, когда такой водный объект оказывается на частной территории.
Тогда встает вопрос об общественном интересе — как добраться до источника воды через частные владения?
По факту собственник объекта дает частичное необходимое право пользования третьим лицам.
Законодательный ракурс
Любые правовые действия, связанные с водными объектами прописаны в Водном Кодексе. А вопросы частной собственности — ГК РФ.
Поскольку в вопросе использования водных ресурсов часто затрагиваются общественные и государственные интересы, то эту область также регулирую ФЗ и локальные нормативные акты.
Каким именно правовым сводом руководствоваться в том или ином случае, во многом зависит от вида водного обременения.
В сервитутном праве выделяют две формы водного «обременения»:
- Публичный водный сервитут. Каждый гражданин вправе пользоваться водными объектами общего пользования. Один субъект договора — владелец водного объекта. Другой — неограниченный круг посторонних лиц, обладающих правом общего водопользования. Такая форма сервитута стоит на страже общественных и государственных интересов. Он устанавливается на основании ФЗ.
- Частный водный сервитут. Собственник, обладающий долгосрочным/краткосрочным правом пользования, ограничивается в своих правах в интересах третьих заинтересованных лиц. Договоренность достигается добровольно или в ходе судебного разбирательства. Субъектами договора могут быть исключительно водопользователи. В этом случае сервитут защищает частные интересы.
Цели установления частного и публичного водного ограничения связаны с этой необходимостью:
- водопой для скота;
- прогон животных на выпас;
- забор воды без помощи инженерных сооружений и устройств;
- применение водных объектов для мелкого судоходства (паромы, лодки и т. д.).
Также закон позволяет установление водного сервитута по другим причинам, непротиворечащим закону. В любом случае должно быть объективная и доказанная необходимость для установления сервитута.
Объект
Водный сервитут занимает особое положение среди обременений на землю, потому что водные объекты располагаются на земельных участках.
Также имеет значение, к какой категории он относится — является ли общественным или частным.
Чаще всего на практике речь идет о публичных местах водопользования.
Особенности
Наложение водного обременения не означает, что владелец лишается прав собственности или пользования данным объектом. Водное обременение переходит при смене собственника, так он охраняется законом.
Обременение само по себе не может покупаться и продаваться, быть заложено или переходить другим лицам без законного основания.
Пользователь водным объектом, на который наложено обременение, имеет право обратиться в суд для его снятия, если причина установления водного сервитута перестала быть актуальной.
Право пользования продляется по желанию водопользователя в утвержденном порядке. Стоит отметить, что изменение местоположения водного источника (например, речное русло отклонилось) не влечет за собой автоматическое прекращение водного сервитута.
Нюансы частного и публичного сервитута
Как говорилось ранее, публичный сервитут призван удовлетворять общественные и государственные нужды, а частный — удовлетворяет интересы отдельного водопользователя.
При частном водном сервитуте владелец водного объекта имеет право брать плату за пользование имуществом с третьих лиц. Такой пункт предусмотрен соответствующим договором. При публичной форме об оплате речь не идет. Но если основному водопользователю был нанесен ущерб в ходе соблюдения публичного сервитута, он должен быть возмещен. Такая мера заложена в законе.
Частный сервитут достигается обоюдной договоренностью заинтересованных сторон. Если договориться не удается, дело решает суд. Иск подает гражданин, нуждающийся в установлении водного сервитута. Публичное обременение устанавливается федеральным законодательством. Для осуществления водных сервитутов не нужна лицензия на водопользование.
Долгосрочная аренда земельного участка позволит развить полноценный бизнес. Подробнее о данном виде аренды читайте в этой статье.
Для выписки умершего из квартиры необходимо собрать пакет определенных документов. Об этом подробно можно узнать здесь.
Алгоритм обременения
Разберем алгоритм установления водного обременения на распространенном случае. Например, на частной территории расположен водный объект – источник воды. Тогда водопользователям необходимо право пройти и воспользоваться «оазисом» на частной территории.
Публичный случай
Допустим, что водный объект относится к публичной категории. В этом случае прочие водопользователи имеют на него все права. Для законного пользования им требуется лишь выразить свою общественную волю и установить водный сервитут на частную территорию. Это позволяет им сделать ФЗ и локальные акты.
Жители должны обратиться в местные орган власти с соответствующим заявлением. По его факту будут проведены общественные слушания и вынесено окончательное решение. Оно будет закреплено в соответствующем документе и официально зарегистрировано. С указанной даты публичная форма обременения вступает в свои права.
Частный случай
Частный случай основывается на требовании третьих лиц предоставить им частичное право пользования конкретным объектом. Под защитой не общественный интерес, а частный. В этом случае ограниченный круг лиц должен обратиться с просьбой к собственнику.
Далее может быть два пути развития событий:
Обоюдное согласие
Собственник соглашается с условиями и устанавливает свою стоимость за предоставленные третьим лицам права пользования. Все нюансы прописываются в договоре. Он подписывается сторонами и регистрируется в уполномоченных органах. Только после этого водный сервитут становится легальным. Стоит отметить, что в договоре также прописываются сроки установления сервитута (срочный договор), в противном случае он будет считаться бессрочным.
Судебное решение
Если стороны не могут договориться мирно, то дело рассматривает суд. С исковым заявлением должно обратиться лицо, требующее установление частного водного сервитута. Суд рассмотрит объективные основания для установления обременения, а также адекватность расценок, предлагаемых собственником за сервитут. На основании вынесенного судебного решения устанавливается водный сервитут.
Независимо от случая, частного или публичного, не должны нарушаться права собственника и основного водопользователя. Он может защищать свои имущественные права в суде и требовать снятия водного обременения.
Водный сервитут как категория земельного обременения несет те же функции – соблюдение баланса между частным интересом и общественными нуждами. Только объектом компромисса выступают водные ресурсы.
Частный водный сервитут Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лёмкина Екатерина Николаевна
Проводится исследование законодательства о частном водном сервитуте .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лёмкина Екатерина Николаевна
Private Water Servitute
The research of the legislation on private water servitute.
Текст научной работы на тему «Частный водный сервитут»
ЧАСТНЫЙ ВОДНЫЙ СЕРВИТУТ
© Лёмкина Е. Н., 2013
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Проводится исследование законодательства о частном водном сервитуте.
Ключевые слова: частный водный сервитут; водный кодекс; водные объекты; земельный участок.
Насущная потребность в регулировании сервитутных отношений на современном этапе обусловлена конституционным признанием многообразия и равноправия различных форм собственности на природные ресурсы, переходом страны к рыночным отношениям.
Опыт регулирования сервитутных отношений, их зарождение и становление напрямую были взаимосвязаны с правом собственности на природные ресурсы, в первую очередь с возможностью частных лиц иметь в собственности отдельные виды природных ресурсов, например водные объекты. Национализация земель и вод упростила разрешение некоторых вопросов, в частности, отпали многие частно-правовые принципы. До издания специальных законов о праве на воды юридическое положение вод в СССР разделяло судьбу земель. Таким образом, национализация вод ликвидировала существовавшие до революции частные права на воды и леса. Государство, являясь собственником вод, как и собственником земель, принимало на себя также и обязанность обеспечить потребности населения. Такая возможность могла быть реализована только через предоставление населению в исключительное и безвозмездное пользование части вод. Отчасти это было необходимо не только для обеспечения общественных интересов, но и в фискальных целях. Отсюда проистекала необходимость специального регулирования правоотношений, касающихся вод.
Исторический аспект практики правового регулирования водных сервитутов в России очень неоднозначен и характеризуется периодами как признания данного вида ограничения права собственности, так и отрицания либо умалчивания (свойственно советскому периоду).
Тем не менее, современное российское право признает необходимость правового регулирования сервитутных отношений.
Термин «сервитут» известен со времен римского частного права. В советском праве категория «сервитут» вообще отсутствовала, а в настоящее время в законодательстве России хотя и закреплена, но не получила заслуженного признания, в силу чего его изучению посвящено не так уж много работ.
Слово servire означает «служить», т. е. один водный объект служит не только собственнику, но и владельцу соседнего участка.
В римском частном праве сервитутами называли права пользования чужой вещью, которые устанавливаются для создания каких-либо выгод при эксплуатации определенного земельного участка в пользу определенных лиц. При этом термин «сервитут» первоначально означал только земельные сервитуты. В дальнейшем доктрина и практика привнесла подразделение сервитутов на виды.
Сервитут — это право, возникающее из договора или заменяющего его судебного решения на ту часть чужого недвижимого имущества, без пользования которой сервитуарий не может осуществлять свои права собственности или иного титульного владения.
Сервитут в определенной мере наделен чертами абсолютного права. Ему свойственен особый вид объекта; независимость возникновения от воли третьих лиц; как правило, бессрочный характер; ограниченные полномочия сервитуария; установление в интересах конкретного лица; обязанность собственника обремененного имущества претерпевать «присутствие» иного лица, равно как и обязанность сервитуария относиться к пользуемой вещи как к своей собственной; неделимость сервитутного права и невозможность быть предметом каких-либо обязательств [1].
Водный сервитут являлся новеллой Водного кодекса Российской Федерации 1995 г. (ВК РФ 1995 г.). Необходимость в нем возникла с введением многообразия
форм собственности на природные ресурсы и, прежде всего, на водные объекты. Статьей 41 ВК РФ 1995 г. было предусмотрено, что лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могли иметь следующие права на водные объекты: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользования (водный сервитут).
Частный водный сервитут — это ограниченное вещное право. Он устанавливался для удовлетворения нужд конкретного сер-витуария (физического или юридического лица), как правило, собственника или владельца соседнего с водным объектом земельного участка, обеспечивая ему доступ к водному объекту. Он устанавливался на основании договора или судебного решения и призван был в первую очередь ограничить права лицензионных (долгосрочных и краткосрочных) пользователей в интересах иных заинтересованных лиц. Водный сервитут (право ограниченного пользования) был единственным из видов права пользования, для осуществления которого не требовалось получение лицензии на водопользование (п. 3 ст. 44 ВК РФ 1995 г.).
Договор установления частного водного сервитута заключался водопользователем с лицом, в пользу которого ограничивалось право пользования водным объектом (сер-витуарием), и подлежал регистрации в Федеральном агентстве водных ресурсов. Момент регистрации являлся началом действия права ограниченного пользования. В самом договоре в обязательном порядке указывались условия, которые определяли порядок продления или досрочного прекращения права на сервитут, устанавливали плату за использование водного объекта сервитуарием и определяли ответственность сторон. Однако эти условия стороны согласовывали между собой, а не переписывали из лицензии, как при долгосрочном и краткосрочном праве пользования водными объектами.
Частный водный сервитут мог устанавливаться в целях:
• забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
• водопоя и прогона скота;
• использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
Однако данный перечень не был исчерпывающим, и законодатель был вправе в дополнение к перечисленным выше водным
сервитутам устанавливать иные частные водные сервитуты (ст. 44 ВК РФ 1995 г.).
Неоднозначным являлся вопрос о возможности перехода прав ограниченного пользования к другому лицу. ВК РФ 1995 г. допускал возможность перехода всех прав пользования (долгосрочного пользования, краткосрочного пользования и сервитута) при условии осуществления водопользования для собственных нужд и неизменности целей использования водных объектов [2]. В то же время общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, которые применялись к сервитутам, запрещают рассматривать сервитут как самостоятельный предмет купли-продажи, залога, дарения, мены; он не может передаваться каким-либо иным способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого этот сервитут установлен (ст. 274 ГК РФ) [3]. Исходя из этих положений можно предположить, что переход права ограниченного пользования водным объектом допускался одновременно с переходом к новому водопользователю права собственности, иного вещного права на прилегающий к водоему земельный участок (в случае забора воды); на скот (в случае водопоя и прогона скота); на паромы, лодки и другие маломерные плавательные средства. При этом для правового оформления перехода права ограниченного пользования было необходимо и достаточно заключения нового договора между водопользователем и новым обладателем сервитута.
На основании вышеизложенного, частный водный сервитут следует рассматривать как подвид гражданского сервитута и признать вещным правом на водные объекты.
В Водном кодексе Российской Федерации 2006 г. (ВК РФ 2006 г.) частный водный сервитут не только не выделяется, но и само понятие «сервитут» нигде не упоминается.
Однако при наиболее внимательном анализе законодательства в целом не видно особых оснований для оставления частных водных сервитутов в числе прав на водные объекты. ВК РФ 2006 г. закрепляет иной порядок приобретения права пользования водными объектами: в одних случаях
заключается договор водопользования, в других — принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также предусматривает случаи, для кото-
рых вообще не требуется ни принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование, ни заключения договоров водопользования [4]. В этих случаях нашли свое отображение и цели, ранее являющиеся необходимыми для установления частного водного сервитута в соответствии с ВК РФ 1995 г.
Статья 274 ГК РФ содержит положения о частном земельном сервитуте, устанавливающимся для обеспечения водоснабжения, мелиорации и иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть достигнуты без установления сервитута, т. е. в тех же целях, что и частный водный сервитут по ВК РФ 1995 г.
Частный земельный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Титул сервитута не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он установлен [5].
Таким образом, для обеспечения доступа к водному объекту необходимо и достаточно установить земельный сервитут на прилегающий земельный участок.
Право на ограниченное пользование чужим имуществом по своей природе является гражданско-правовым. Исходя из структуры ГК РФ, нормы о частном водном сервитуте должны содержаться в разделе II «Право собственности и другие вещные права». В нем содержатся главы, либо посвященные отдельным вещным правам, либо касающиеся всех вещных прав по поводу одного объекта. Поэтому можно предположить, что частные сервитуты
будут отражены в специальной главе «Сервитуты» либо в нескольких главах, учитывающих особенности вещных прав на такие объекты, как лесной фонд, водные объекты.
Как было сказано выше, частный водный сервитут возникал на основании договора между заинтересованным лицом и водопользователем, и этот договор подлежал регистрации в государственном водном кадастре [6]. В связи с этим возникает вопрос о дальнейшей судьбе частных водных сервитутов, возникших во время действия ВК РФ 1995 г. и продолжающих действовать на момент вступления в силу ВК РФ 2006 г.
Законодатель как общее правило предусмотрел порядок, по которому водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до введения в действие ВК РФ 2006 г., сохраняют права долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия своих лицензий и договоров.
Однако о договоре ограниченного пользования водным объектом, устанавливающим частный водный сервитут, ни в ВК РФ 2006 г., ни в ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» не упоминается. В данной ситуации существует два выхода:
1. Законодатель предполагает, что со вступлением в силу ВК РФ 2006 г. все ранее заключенные договоры ограниченного пользования водным объектом подлежат отмене. Однако они могут прекратить свое действие либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке, в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). При этом заявителем в суде может выступать тоже только одна из сторон договора, а не государственный орган власти или местного самоуправления.
2. По аналогии с лицензионным пользованием, право ограниченного пользования применяется до истечения срока действия договора. Однако ВК РФ 1995 г. не рассматривал срок как существенное условие при заключении договора ограниченного пользования водным объектом. Сервитут прекращал свое действие по соглашению сторон, в результате смерти гражданина или ликвидации юридического лица, выступавшими стороной по договору, на основании судебного решения, но при этом мог
носить формально бессрочный характер, продлеваясь вместе с договором долгосрочного или краткосрочного пользования водным объектом. В настоящее время все ранее заключенные договоры долгосрочного и краткосрочного пользования действуют до истечения срока, после чего права пользования, установленные данными договорами, подлежат переоформлению согласно ВК РФ 2006 г.
Таким образом, через 25 лет (максимальный срок действия права долгосрочного пользования) лицензионное пользование водными объектами по ВК РФ 1995 г. полностью прекратит свое действие. Поскольку договор ограниченного пользования заключался с лицензионным пользователем, то прекращение лицензионного пользования и его преобразование в пользование водным объектом на основании решения органа власти или на основании договора водопользования фактически будет служить основанием для прекращения действия частного водного сервитута. Вместо сервитута заинтересованному лицу будет предоставляться возможность свободного водопользования (пользования водным объектом без получения решения органа власти или заключения договора водопользования).
Таким образом, с течением времени частный водный сервитут должен прекратить
свое действие, но в настоящее время он продолжает применяться и будет применяться до тех пор, пока не прекратится лицензионное пользование водным объектом по ВК РФ 1995 г.
1. Ананьев А. Г. Сервитутное правоотношение : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6.
2. Водный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 16 нояб. 1995 г. № 167-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Водный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
6. Поскольку частный сервитут возникал только с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом, то даже в случае, когда частный водный сервитут устанавливался на основании судебного решения, требовалось после этого заключение договора (ст. 43, 46 ВК РФ 1995 г.).
Private Water Servitute
© Lyomkina E., 2013
The research of the legislation on private water servitute. Key words: private water servitude; the water code; water objects; land lots.