116 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что высмеивает зощенко в рассказе баня

Анализ рассказа М. Зощенко «Баня»

Михаил Зощенко – писатель-сатирик. В своих рассказах он пытался через сатирическое описание событий и явлений общественной жизни способствовать улучшению нравов советского общества того времени, в котором он жил. Один из таких рассказов – «Баня».

Данный текст принадлежит к художественному стилю (письменный, литературный, с элементами разговорного). Жанр произведения – сатирический рассказ – предполагает резкое, решительное осуждение какой-либо реалии общественной жизни. В данном случае, – это баня и те невыносимые условия, в которых вынуждены находиться люди, посещающие её.

Анализ семантического пространства текста

После прочтения текста можно заметить, что его семантическое пространство по своей структуре однозначно. Все языковые средства (лексические, синтаксические, стилистические и др.), используемые автором в произведении, призваны раскрыть тему неудобства обслуживания в общественном заведении. Данная тема может быть разделена на две подтемы:

обстановка в бане (шайка, мылит, придерживает, зазевался, трёшь, крутит);

качество обслуживания в бане (не приставлены, требуют, не выдаю, обожди, не дают).

Базовым концептом в тексте может быть названо существительное «баня». Это слово стоит в тексте в сильной позиции (вынесено в заглавие). Ещё до прочтения текста можно предположить, что именно это учреждение будет предметом описания (если не местом действия) в рассказе, а не, например, кинотеатр или кафе. Зная, что Зощенко писал в сатирической манере, можно предположить, что в тексте будут высмеиваться те или иные недостатки в устройстве или методах обслуживания в этом заведения.

Концептуальное пространство текста – предметно-вещественное.

Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через гротескное и саркастическое изображение предмета описания – советской бани. Мастерское использование языковых средств различных уровней (об этом будет говориться дальше) позволяет безо всякого труда понять позицию автора.

Если попытаться создать модель структуры концептосферы анализируемого рассказа, то можно увидеть, что ядро структуры – базовый концепт «баня».

В приядерную зону будут входить части речи, обозначающие предметы и действия, непосредственно связанные с мытьём в бане и человеческим телом: бельё, шайка, мыться, мыло, стирка, грязный, брызжут, домоюсь, голый, живот, ноги, борода.

Для ближайшей периферии характерны названия одежды и её характеристики: портянки, стираное, глаженое, зашиты, залатаны, штаны, пальто, дырки, пуговицы, карман, рваный.

В дальнейшую периферию входят части речи, представленные словами и словосочетаниями, характеризующими события в бане: житьишко, хуже, не царский режим, не в театре, грех один, батюшки-светы, дьяволы.

Анализ денотативного пространства текста

Анализ денотативного пространства текста показал, что глобальная ситуация в рассказе – горькая ирония Зощенко по поводу человеческого равнодушия и невоспитанности.

Макроструктура данного текста – набор микропозиций и связывающих их отношений. Текстовая макропозиция выражена в сатирическом обличении отсутствия элементарных удобств в общественных местах (в частности, в бане).

В рассказе можно выделить следующие микропозиции:

1. Говорят, граждане, в Америке бани очень отличные.

2. А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.

Статья в тему:  Где продается клюквенный гараж

3. У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошел в баню (не ехать же, думаю, в Америку), – дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой.

А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать – некуда. Карманов нету. Кругом – живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.

4. Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трех шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли.

Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, ее себе взять, а гражданин не выпущает.

5. Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался – не знаю. А только тую шайку я взял себе.

Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться – какое же мытье?

6. Иду в предбанник. Выдают на номер белье. Гляжу – все мое, штаны не мои.

Граждане, говорю. На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

– Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, говорит.

7. Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.

В тексте присутствует большей частью разговорно-бытовая лексики (житьишко, небось, грех один, теперича, башка, не выпущает, зазевался, брызжут). Кроме пласта разговорно-бытовой лексики присутствуют небольшие вкрапления слов книжно-письменного уровня (гражданин, режим, эгоизм). Но лексика этого вида немногочисленна, и её резкий контраст в количественном отношении с разговорно-бытовой лексикой приводит к сатирическому эффекту.

Анализ базовых текстовых категорий

Анализируя базовые текстовые категории, обычно говорят о таких категориях, как связность, завершённость, модальность, информативность, пространственно-временной континуум.

Рассмотрим каждую категорию поподробнее.

I.Связность

Данная категория помогает при глубоком анализе повторов разного уровня лучше понять авторский замысел и осознать ту идею, которую автор пытался донести до читателя с помощью собственно языковых средств.

В рассказе «Баня» присутствуют разные виды повторов.

Лексические повторы

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Баня: для читательского дневника

Зощенко: Баня: Читательские дневники

содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

Читательский дневник – 1

Краткое содержание: человек решил помыться в бане, но столкнулся с мелкими неприятностями: некуда положить бумажные номерки за одежду, не хватает шаек, никто не хочет ими делиться, сесть негде, по номерку выдали чужие штаны, один номерок стерся, без него не хотели возвращать пальто, забыл в бане мыло.

Анализ рассказа Михаила Зощенко “Баня”: сатирический рассказ о бытовых трудностях послереволюционного периода истории России, люди массово переезжали из деревень в города, а сфера услуг городов была к такому наплыву не готова, бедность и отсутствие внутренней культуры безграмотного населения порождало такое настороженное отношение людей друг другу.

Статья в тему:  Из какого дерева надо строить баню

Главная мысль рассказа – смех сквозь слезы над неустроенностью быта и низким культурным уровнем населения. Рассказ ведется от первого лица главного героя в такой манере жалобы, что читателю становится и смешно, и немного жаль героя.

Главные герои в рассказе Баня: главным следует называть – автора повествования, участника событий. Если он пришел в баню за гривенник, да в таком “дорогом” одеянии, значит, не богатый, скорее пролетарского происхождения. А вот по характеру – скромный, не завистливый, стеснительный, прощающий (милосердный), т.к. не злится и обиды на баню не таит. К концу рассказа проникаешься сочувствием к герою рассказа потому, что когда отсутствуют элементарные, нормальные условия для жизни, как-то смеяться уже не хочется…

Отзыв по рассказу “Баня”

Рассказ “Баня” – это очень смешная и в то же время трагическая история о том, как мужчина пошел помыться в баню. Сначала он рассуждает о прелестях американской бани, считая, что там все прилично и чистенько. Однако, и про нашу баню не высказывается в плохом ключе.

Попав в баню, у него случаются разные происшествия, которых вроде и не должно происходить в таком заведении. Например…

Сначала, он номерки не знает куда деть и привязывает их к ногам, потом час ищет шайку для мытья, а отняв ее у зазевавшегося посетителя, наконец начинает стоя, т.к. присесть некуда, намыливать себя. Далее, замечает, что все вокруг не моются, а стирают: кто штаны, кто подштаники. Плюнув с досады на такое мытье, он решает уйти и домыться дома.

Однако, его приключения на этом не заканчиваются. Он забывает номерок на ноге, и при выдаче пальто, ему приходится раздеваться, а иначе пальто не получить. Раздевшись, вместо номерка, на ноге он видит только веревку, номерок утерян. К счастью, ему удается убедить гардеробщика выдать ему его пальто с оторванным карманом и пуговицами, а не дрянь какую-то, и уйти домой.

Вывод: Зощенко высмеивает в этом рассказе работу коммунальных служб, не слишком любезное отношение сотрудников и мест “культурного досуга” по отношению к простым, рабочим людям. Рассказ очень жизненный и полезный, т.к. посмотрев вокруг можно и сейчас столкнуться с такими “банями” в жизни.

Читательский дневник – 2

В рассказе Зощенко “Баня” главный герой один, и это человек, описывающий свой поход в баню. В начале повествования рассказчик упоминает американские бани, в которых посетителям предоставляют ящики для складывания одежды. Когда человек помоется, то найдет свою одежду в идеальном состоянии: выстиранную и выглаженную.

Рассказчик переключается на наши бани, в одну из которых он зашел помыться. В отличие от американских заведений, сервис оказался не на высоте. Номерки за верхнюю и нижнюю пришлось цеплять за веревочки на ноги, а шайку пришлось искать целый час. Сесть было негде, а вокруг посетители стирались, окатывая мужчину грязной водой.

Статья в тему:  Что такое общественная баня

Решил человек покинуть помывочное заведение, да вот только штаны оказались чужие. А пальто долго не выдавали, поскольку номерок намок и потерялся. Пришлось уговаривать работника найти одежду по приметам. Когда рассказчик вышел из бани, то вспомнил о том, что забыл мыло. Но в пальто его в помывочную не пустили, просили раздеться. Человек махнул рукой и ушел без мыла.

Автор сравнивает сервис в американской и нашей бане, и вывод оказывается не в пользу последней. Рассказ разоблачает неповоротливость и закостенелость местных заведений, в которых услуги предоставляются абы как.

Читательский дневник – 3

Герой рассказа пошел в баню, в которой ему дали два номерка за белье и за верхнюю одежду. А куда их девать голому человеку? Привязал он их веревочками к ногам и пошел в банное отделение. А шаек для мытья нет. Один гражданин моется сразу в трех шайках, Еле добыл герой себе шайку только через час.

Примоститься в бане негде, кругом стирка идет. Все стирают свои вещи, только грязные брызги летят в разные стороны. Насилу помылся герой, пошел одеваться, а ему выдают не те штаны. Пришлось надевать. А пальто получить – нет номерка, одна веревочка болтается вокруг ноги. Все-таки по описанию (один карман дырявый, пуговицы нижней нет) выдали ему пальто. Забыл рассказчик мыло, но так и ушел без него.

Рассказ вызывает грустную улыбку над злоключениями незадачливого героя, решившего помыться в общественной бане, в которой ему так и не удалось хорошо помыться. В этом рассказе писатель критикует неустроенность быта, низкую культуру населения.

Читательский дневник – 4

Герой рассказа пришёл в баню и получил там два номерка: за бельё и за верхнюю одежду. Привязал он их верёвочками к ногам и пошёл в банное отделение.

А шаек для мытья нет. Один гражданин моется сразу в трёх шайках и ни одной не уступит. Еле добыл герой себе шайку только через час.

Примоститься в бане негде, кругом стирка идёт. Все стирают свои вещи, только грязные брызги летят в разные стороны.

Насилу помылся герой, пошёл одеваться, а ему выдают не его штаны.

«Граждане, — говорю. — На моих тут дырка была. А на этих эвон где». А банщик говорит: «Мы, — говорит, — за дырками не приставлены. Не в театре», — говорит.

Стал пальто получать, хватился — нет номерка, одна веревочка болтается вокруг ноги. Всё-таки по описанию — один карман рваный, другого нет, верхняя пуговица есть, нижних «не предвидится» — выдали ему пальто.

Вышел герой из бани и обнаружил, что мыло забыл. Хотел вернуться, а ему говорят: «Раздевайтесь». Не положено одетым в баню заходить. Так и ушёл он без мыла, даже стоимость потери не выплатили.

Читать онлайн «Анализ рассказа М. Зощенко «Баня»»

Автор Надежда Соколова

Михаил Зощенко – писатель-сатирик. В своих рассказах он пытался через сатирическое описание событий и явлений общественной жизни способствовать улучшению нравов советского общества того времени, в котором он жил. Один из таких рассказов – «Баня».

Статья в тему:  Участок земли огородили забором из щитов длина каждого из которых 3 м

Данный текст принадлежит к художественному стилю (письменный, литературный, с элементами разговорного). Жанр произведения – сатирический рассказ – предполагает резкое, решительное осуждение какой-либо реалии общественной жизни. В данном случае, – это баня и те невыносимые условия, в которых вынуждены находиться люди, посещающие её.

Анализ семантического пространства текста

После прочтения текста можно заметить, что его семантическое пространство по своей структуре однозначно. Все языковые средства (лексические, синтаксические, стилистические и др. ), используемые автором в произведении, призваны раскрыть тему неудобства обслуживания в общественном заведении. Данная тема может быть разделена на две подтемы:

обстановка в бане ( шайка, мылит, придерживает, зазевался, трёшь, крутит );

качество обслуживания в бане ( не приставлены, требуют, не выдаю, обожди, не дают ).

Базовым концептом в тексте может быть названо существительное « баня ». Это слово стоит в тексте в сильной позиции (вынесено в заглавие). Ещё до прочтения текста можно предположить, что именно это учреждение будет предметом описания (если не местом действия) в рассказе, а не, например, кинотеатр или кафе. Зная, что Зощенко писал в сатирической манере, можно предположить, что в тексте будут высмеиваться те или иные недостатки в устройстве или методах обслуживания в этом заведения.

Концептуальное пространство текста – предметно-вещественное.

Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через гротескное и саркастическое изображение предмета описания – советской бани. Мастерское использование языковых средств различных уровней (об этом будет говориться дальше) позволяет безо всякого труда понять позицию автора.

Если попытаться создать модель структуры концептосферы анализируемого рассказа, то можно увидеть, что ядро структуры – базовый концепт « баня ».

В приядерную зону будут входить части речи, обозначающие предметы и действия, непосредственно связанные с мытьём в бане и человеческим телом: бельё, шайка, мыться, мыло, стирка, грязный, брызжут, домоюсь, голый, живот, ноги, борода .

Для ближайшей периферии характерны названия одежды и её характеристики: портянки, стираное, глаженое, зашиты, залатаны, штаны, пальто, дырки, пуговицы, карман, рваный .

В дальнейшую периферию входят части речи, представленные словами и словосочетаниями, характеризующими события в бане: житьишко, хуже, не царский режим, не в театре, грех один, батюшки-светы, дьяволы .

Анализ денотативного пространства текста

Анализ денотативного пространства текста показал, что глобальная ситуация в рассказе – горькая ирония Зощенко по поводу человеческого равнодушия и невоспитанности.

Макроструктура данного текста – набор микропозиций и связывающих их отношений. Текстовая макропозиция выражена в сатирическом обличении отсутствия элементарных удобств в общественных местах (в частности, в бане).

В рассказе можно выделить следующие микропозиции:

1. Говорят, граждане, в Америке бани очень отличные.

2. А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.

3. У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошел в баню (не ехать же, думаю, в Америку), – дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой.

Статья в тему:  Можно ли ставить пластиковые двери в баню

А голому человеку куда номерки деть?Прямо сказать – некуда. Карманов нету.

4. Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трех шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли.

Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, ее себе взять, а гражда нин не выпущает.

5. Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мы лом нагнулся или замечтался – не знаю. А только тую шайку я взял себе.

Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться – какое же мытье?

6. Иду в предбанник. Выдают на номер белье. Гляжу – все мое, штаны не мои.

– Граждане, говорю. На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

– Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, говорит.

7. Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.

В тексте присутствует большей частью разговорно-бытовая лексики ( житьишко, небось, грех один, теперича, башка, не выпущает, зазевался, брызжут ). Кроме пласта разговорно-бытовой лексики присутствуют небольшие вкрапления слов книжно-письменного уровня (гражданин, режим, эгоизм). Но лексика этого вида немногочисленна, и её резкий контраст в количественном отношении с разговорно-бытовой лексикой приводит к сатирическому эффекту.

Анализ базовых текстовых категорий

Анализируя базовые текстовые категории, обычно говорят о таких категориях, как связность, завершённость, модальность, информативность, пространственно-временной континуум.

Рассмотрим каждую категорию поподробнее.

Данная категория помогает при глубоком анализе повторов разного уровня лучше понять авторский замысел и осознать ту идею, которую автор пытался донести до читателя с помощью собственно языковых средств.

В рассказе «Баня» присутствуют разные виды повторов.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

25.11.2019

Зощенко М. “Баня”

Жанр: сатирический рассказ

Главные герои рассказа “Баня” и их характеристика

  1. Мужик. Простой, бесхитростный, любит помыться в бане.

План пересказа рассказа “Баня”

  1. Американские бани
  2. Два номерка
  3. Поиск шайки
  4. Мытье стоя
  5. Глобальная стирка
  6. Чужие брюки
  7. Смытый номерок
  8. Пальто по приметам
  9. Забытое мыло

Кратчайшее содержание рассказа “Баня” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Хороши бани в Америке, хорошо там обслуживание, а у нас с номерками беда.
  2. Дали мужику два номерка и привязал он их к ногам.
  3. Долго искал мужик свободную шайку, и утащил шайку у другого мужика.
  4. Мылся мужик стоя в шуме и гаме, надоело ему, и пошел он одеваться.
  5. Дали ему чужие штаны, а номерок на пальто смылся.
  6. Но выдали мужику пальто по приметам, а мыло он в бане забыл.

Главная мысль рассказа “Баня”
Какова цена, таков и сервис.

Чему учит рассказ “Баня”
Рассказ учит тому, что качество обслуживания напрямую зависит от стоимости услуги. Учит не искать хорошего там, где его не может быть. Учит внимательности, аккуратности, умению схитрить. Учит ничего не забывать.

Статья в тему:  Как да си направим домашна парна баня

Отзыв на рассказ “Баня”
Мне понравился этот рассказ про банную действительность. За гривенник мужик хотел помыться с комфортом, но таких как он в бане оказалось слишком много. И мужик не получил никакого удовольствия от мытья. А потом еще и ушел в чужих брюках и без мыла.

Пословицы к рассказу “Баня”
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Количеством взял, да качеством смял.
Хорошему делу – красная цена.
Каковы сами, таковы и сами.
Дорого, да мило, дешево, да гнило.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Баня”
Отличные бани в Америке. Придет туда гражданин, скинет одежду в особый ящик, а после бани ему эту же одежду чистую и выглаженную подают.
У нас тоже бани хорошие, но вот с номерками беда.
Пришел мужик в баню. Дали ему два номерка, один на пальто и шапку, второй на одежду. Мужик привязал номерки к ногам, чтобы не потерять, и пошел шайку искать. А шаек свободных нет.
Увидел мужик одного гражданина, что сразу в трех шайках мылся и хотел одну забрать. Но тот пригрозил шайкой промеж глаз засветить и отвернулся.
Через час мужик нашел себе шайку – стянул у другого гражданина, пока тот мыло с пола подбирал. Но тут другая беда – сесть негде.
Моется мужик стоя, а вокруг стираются, шум стоит, не слышно как трешь себя. Решил мужик дома домыться и за одеждой пошел.
Выдали ему белье, а штаны не его. Ну поспорил мужик маленько, да делать нечего, надел то, что дали. Только хотел пальто получить, а номерка нет – смылась бумажка. Веревка только осталась.
Стал мужик уговаривать банщика выдать ему пальто по приметам – рваному карману, да оторванным пуговицам. Отдал ему банщик пальто. Вышел мужик на улицу, и вспомнил, что мыло забыл. Вернулся, стал мыло требовать, а ему раздеваться предлагают.
Плюнул мужик и домой пошел. Такова наша баня, за гривенник.

Урок по литературе М.М. Зощенко “Баня”

ТЕМА М,М,ЗОЩЕНКО «БАНЯ»

доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко;

совершенствовать умения анализа литературного произведения;

вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре вообще.

О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так,

как смеха… Боясь смеха, человек

удержится от того, от чего бы не удержала его

Слово учителя. Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.

Ребята! Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень много рассказов Зощенко. Перечислите их. Как вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель? Современны ли рассказы Зощенко?

2 . ( Подготовленный ученик делает сообщение, где акцентирует внимание на проблематику рассказов Зощенко).

— Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр».

Статья в тему:  Можно ли штробить стены в кирпичном доме

После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились.

Автором высмеиваются порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку.

3. «Беспокойный старичок »

Автор рассматривает экономические проблемы, парализовавшие гражданское строительство.

4. «История болезни»

Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.

Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно-командная система.

6. «Качество продукции»

Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию».

Вывод: Значение творчества Зощенко трудно переоценить — его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

3. Слово учителя:

Творчество Михаила Зощенко самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль .Писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.( Годы жизни писателя написаны на доске 1895-1958).

–Мы знаем: писатель и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек?

– Ученик: ( Революции, Гр. война, становление молодой республики)

В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве.

Выставка, которая перед вами отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Художники и скульпторы стремились запечатлеть на полотне или в камне историческое время – время становления молодой республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

-Ребята! Прослушайте несколько строф из песни “Широка страна моя родная» композитора Дунаевского, автор текста Лебедев- Кумач.. Определите ключевые слова и запишите их в тетради.

( человек счастлив, хозяин, молодым везде у нас дорога, старикам почёт, вольно дышит человек, никто не умеет лучше нас смеяться и любить…)

– А все ли было так гладко?

– Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите. К какому выводу вы пришли?

– Бросается в глаза несоответствие эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. ( Перед вами шаржи на портрет писателя, Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так , но на самом деле он был другим: внешне, как страна, могучий и сильный, а внутренне –больной и опустошенный.)

4. Эпоха М.Зощенко. Сообщение подготовленного ученика

Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Статья в тему:  Баня с бассейном где гостиница белогорье

Историческая справка 1 .

“… в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

В журнале “Звезда” за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.

Грубой ошибкой “Звезды” является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции “Звезды” известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко Приключения обезьяны представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц “Звезды” таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции “Звезда” хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как Перед восходом солнца, оценка которой, как и оценка всего литературного “творчества” Зощенко, была дана на страницах журнала “Большевик”.

Из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах “Звезда” и “Ленинград” 14 августа 1946 года

Историческая справка 2.

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.

А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

5. Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь.

Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

6. Анализ рассказов М.Зощенко.

– А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:

над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.

– Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость .

-Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.)

Статья в тему:  За что банят на дваче

– Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.

( Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываемпростота сюжета .

– От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

“ Я, братцы мои, не люблю баб…” Записываем – сказовая манера .

Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком – неповторимым сказом народного писателя Зощенко.)

– Далее, в чём признаётся герой рассказа? Не любит кого? Следует доверительное признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”.

А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. ( Классовый признак – аристократка ).

Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

– Что можно сказать о таком герое?

(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

(Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором).

– Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов . )

– Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?

(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

– Что это за прием? (Деталь ).

– Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываемнагнетание деталей .

– Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры зачитать).

Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываемречь героя .

– Итак, намечена экспозиция . Что это такое?

– Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”.

Какое слово явно неуместно? Почему?

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.

– О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов .

– Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?

(Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства” ).

– Почему? Кто же он?

(Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).

– Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?

-Чем нравится ей герой? Докажите.

– Почему ей хочется в театр?

– Как герой получает билет?

( член ком. ячейки)

– Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

Статья в тему:  Чей забор слева от дома

Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.

– Какой вывод можно сделать? Почему нам смешно?

– В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.

Прозвучало предупреждение: “Ежели, – говорю, – вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)

– Что отвечает она? (Мерси).

– Что это за слово?

– Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?

– “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.

Наступает кульминация .

Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.

– А что думает герой о ней? Докажите.

– Наступила развязка. Что это такое?

– Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа вытекает, казалось бы обратное.

– А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.

– Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?

Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).

– Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?

VI. Слово учителя.

Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.

Зощенко был заклеймён как «пошляк»,
«хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.
Творчество Зощенко многие, да и сам писатель, сравнивали с творчеством
Гоголя. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Он сравнивал с его судьбой свою… Как то, размышляя об этом, Зощенко занёс в свою записную книжку:
«Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания». Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.

Но Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.
В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.

VII. Домашнее задание (по выбору):

проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;

напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: