24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для кого топилась баня на руси

Банник – Банный домовой

Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?

В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.

Но обо всем по порядку.

Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.

Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: “Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз”.

Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: “Баня парит, баня правит, баня все поправит”.

Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.

Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани – баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название – “лазня” (от слова “лазать”). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.

Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.

Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.

Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.

Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.

Статья в тему:  За что и на сколько банят в варфейс

Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти – отравить угарным газом.

Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.

Банные духи рисовались как существа крайне опасные – куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается.

Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.

Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.

Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.

Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше – дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.

Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют – тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.

Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

Третий способ договориться с банником – не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе.

Статья в тему:  Баня из оцилиндрованного бревна нужна ли усадка

На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть – и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя – прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.

Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).

Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.

Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.

Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.

Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.

Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.

На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, – это загадка, но в гадание верили.

Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.

Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Статья в тему:  Какая баня лучше из газобетона или каркасная

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Статья в тему:  Баня маяковский почему такое название

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Статья в тему:  Сандуновская баня что это

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Статья в тему:  Что такое баня из лафета

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

20 фактов о русской бане, ставшей частью русской культуры и истории

1. Считается, что первым парную баню описал Геродот. В его описании баня выглядит как шалаш, внутри которого стоит сосуд с водой. В сосуд бросают раскалённые камни, образуется пар, в котором и парятся.

2. Древние греки и римляне знали толк в банях. Он строили их в расчёте не только на чистоту и оздоровление. Термы одновременно выполняли функции клуба, спортзала, библиотеки и заведений питания.

3. Русская печь была и первой русской баней. Из печи извлекали золу, человека задвигали в жерло на лопате. Заслонку закрывали, парящийся брызгал водой на стены печи – получалась парная.

4. Словосочетание «баня по-чёрному» в наши дни выглядит оксюмороном, но и из «чёрной бани» люди выходили вполне чистыми. Чёрными от сажи и дыма были стены бани – печь топилась без дымохода. Протопив печь, баню проветривали и отмывали, и только потом начинали париться, обрызгав камни.

5. «По-чёрному» и «по-белому» это не способ протопить одну и ту же баню. Это характеристика самих бань – с дымоходами и без. Причём существует мнение, что пар в бане «по-черному» гораздо более душист и полезен.

6. Вне зависимости от способа топки, тремя главными элементами русской бани являются собственно помещение парной, печь с каменкой, на которую плещут воду, и предбанник.

7. Суббота с очень давних времён традиционно считается банным днём не потому, что заканчивается рабочая неделя. Просто в воскресенье утром нужно идти в церковь обязательно чистым.

8. Парные бани есть во многих странах и культурах, но веник используют только в русской бане. Пугающая на первый взгляд процедура отлично выводит из организма шлаки и хорошо действует на кожу и опорно-двигательный аппарат. Домашку сделал? Да 49.7% Нет 26.84% Нет и не собираюсь 14.57% Ничего не задали 8.89% Проголосовало: 29017

9. Баню ставили на задворках не из каких-то этических или суеверных побуждений – из соображений пожарной безопасности. Пожары били бичом деревянных городов и сёл.

10. «Мыльни» упоминаются в русских рукописях уже в 10-м веке. Причём пишут о них часто, но без конкретики, что говорит о том, что бани уже тогда были привычным делом. Об этом же говорит и пункт договора Вещего Олега с византийцами. Согласно этому пункту русские, живущие и приезжающие в Константинополь, должны иметь возможность мыться в собственной бане когда угодно. Да и в сказке Иванушка сразу требовал от Бабы-Яги попариться в баньке.

11. Первые подобия больниц на Руси появились при монастырских банях. Монахи, уже знавшие из греческих книг о пользе бань, лечили в них «немогущих» – так тогда называли больных.

12. Иностранцы, бывавшие в России в разные времена, написали о стране немало «клюквы» – непроверенной, неточной или откровенно лживой информации. Однако плохих отзывов о русской бане не оставили даже самые откровенные злопыхатели.

13. Единственной претензией иноземцев к русской бане было совместное её посещение женщинами и мужчинами. С этим боролись и церковь, и светские власти, в частности, Екатерина II, но особого успеха эта борьба не имела, разве что в крупных городах мужчин и женщин удалось разделить.

Статья в тему:  Баня бочка ком

14. Первую баню из кирпича построили в 1090 году в Переславле. В те годы идея распространения не получила – дерево было дешевле и доступнее. Тем более, деревянной отделки тогда не знали, а какая русская баня без аромата дерева? И хотя сейчас доступны деревянные материалы для отделки из любого дерева, предпочтительной формой русской бани остаётся деревянный сруб.

15. Баня намертво вписана в русский культурный код. Баней встречали путешественников и воинов, её посещали в канун праздников. Роды («Как заново родился»)также принимали в бане – чище места в крестьянском доме не найти. В канун свадьбы будущая свекровь обязательно шла в баню с невестой – и знакомство поближе завязать, и негласный медосмотр произвести.

16. Считали, что баня очищает от всех грехов, в том числе и плотских. Посещение бани было обязательным после первой брачной ночи и любых половых контактов. Понятно, что последнее требование исполнить было сложно – баню топили всего раз в неделю. Поэтому в будние дни народ с усмешкой посматривал на тех, кто не решался войти в церковь, тем самым признаваясь в грехе.

17. И уж подавно в баню шли при любых заболеваниях, связанных с простудой. В бане излечивали насморк и кашель, ломоту в костях и болезни суставов.

18. В высоко цивилизованную утончённую Европу знание о бане русские варвары привезли в начале 18-го века. Пётр великий ставил бани везде, где делал длительные остановки. Европейцы, в ту пору изобретавшие всё более совершенные модели вошеловок и вошебоек, всё лучшие духи для маскировки запахов пота и испражнений, и выводившие всё более соответствующие человеческим вшам породы собачек, были шокированы. Император вместе с простыми солдатами сначала построил баню на берегу Сены, а потом ронял своё достоинство, парясь с простолюдинами и барахтаясь с ними в воде.

19. Пётр I и его приближённые известны тем, что придумывали массу новых налогов, сейчас кажущимися экзотическими. Но вот в Санкт-Петербурге строительство бань было освобождено от налогов.

20. Общественных бань в российских городах было много, на любой вкус и кошелёк. В Москве уже в 19-м веке их было больше 70, а ведь ещё имелись 1 500 бань в частном владении. Банные веники были серьёзным бизнесом – их заготовляли в сотнях деревень. Профессия парильщика была очень уважаемой и доходной. Кроме собственно банных процедур парильщики умели срезать мозоли, отворяли кровь и вырвали зубы.

История русской бани

В России бани были известны с самой глубокой древности. Летописец нестор упоминает про бани в 1 столетии нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Ни кем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, русские бани стали появляться и за границей. Бани появились в Вене, Париже, Берлине, но они были только похожи на наши бани. Ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Они считали, что бани, как средство потогонное, весьма полезны, но так париться, как в России, вредно. Европейские врачи того времени считали, что: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».

Статья в тему:  Кровавая баня кто убийца

Русские очень любили крепкий жар, что не раз отмечали иностранцы. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах… Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как то стыдно и совестно, и чегото не хватает ему». Трудно представить себе картину, как можно париться в печи, а делали, да и сегодня еще можно встретить такой способ, это так. Из разогретой печи удаляют угли, хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. А далее берешь веник и паришься.

Русские были очень чистоплотными и набожными, поэтому был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Делали это с утра и только после бани подходили к образам. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма.

В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и простой люд и цари и князья до начала XVIII столетия.

В народе существовало поверье, что «баня все грехи смоет».Истории и поверья про баню

Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков. Для небогатых в городах были общие бани («царские мыльни»). Баня с каменкой для поддавания пара составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.

Перед заходом в баню, не посредственно когда человек собирался париться, существовала традиция подавать несколько ломтиков редьки. Съев их человек направлялся в парилку. Для утоления жажды в бане и в предбаннике ставился прохладный квас приправленный мятой или другими душистыми травами.

Какой была атмосфера в бане

Для распаривания веников и поддавания пару кипятили квас с мятой. В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.

Наши предки считали чтобы быть здоровым нужно ходить регулярно в баню. По этому поводу существует народная поговорка: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

Появление бани на Руси точно неизвестно. Есть мнения что ее завезли иностранцы, но все больше склоняются к тому что баня это чисто русское изобретение. Потому как ходят в баню в России не похоже на традиции ни какого народа.

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю… Русские и чухонские женщины, прислуживаю щие там (в бане), превосходно знают свое дело… Они, вопервых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете и, во вторых, мастерски ухаживают завами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полки и покрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками сколько сами захотите, что необыкновенно прият но, потому что открываются поры и усиливают испарину», потом пальцами отделяют «от тела нечистоту, а затем берут мыло и натирают и, наконец, в заключение всего, окатывают водой и обтирают полотенцем. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным». Так писали иностранцы про русские бани.

Статья в тему:  Что такое водяная баня в духовке

У каждой семьи существовали свои традиции и рецепты мытья в бане.

По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней.

Любовь к бане была отличительной чертой русской натуры. Считалось, что кто не любил баню тот русский. Так как в баню ходили все – от мала до велика.

Как на Руси использовали баню, кроме прямого ее назначения: от гаданий до проводов покойника

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мистическое место для колдовства и гаданий

С древних времен на Руси баня считалась местом, где сосредоточены все сверхъестественные силы. И все потому, что в этой постройке действительно почти магическим образом соединялись все известные природные стихии: земля, вода, воздух и огонь. Поэтому у славян баня была едва ли не родовым храмом – неким промежуточным местом между царством живых и миром духов.

Все эти поверья стали причиной того, что со времен седой древности баня на Руси частенько использовалась как место для хранения различных волшебных артефактов, средств и снадобий. А также совершения колдовских обрядов со всевозможными ворожениями и гаданиями. Особенно активно бани в таких целях использовали во время различных торжеств и праздников: по поверьям для обычных людей данные дни были неподобающими для похода в парные.

Таким образом именно это время как нельзя лучше подходило колдунам и ведьмакам. В такие дни они и проводили в бане все свои тайные обряды. Абсолютно не боясь, что кто-то может случайно войти и застать их за этим занятием. Позже в праздники для своих гаданий на суженого или на судьбу начали собираться молодые девушки и женщины. Кроме этого в русских банях нельзя было держать никакую религиозную утварь: иконы, кресты и Священные писания. Что добавляло этим постройкам потусторонней таинственности и мистицизма.

Баня, как лечебница

Деревенские знахари и лекари приписывали своим пациентам баню не только при простудах и общей слабости. Большинство кожных болезней: прыщи и угревая сыпь, различные лишаи, себорея, чесотка, также лечились в парной. Это же касалось и всевозможных заболеваний суставов (радикулита, ревматизма или подагры).

Современная медицина согласна, что в некоторых случаях посещение бани может быть не только отличной профилактикой отдельных заболеваний, но и настоящим природным лекарством. А как общеукрепляющее средство, баня практически не имеет конкурентов.

Парная-родильная

В северных регионах России с древних времен роды принимались бабками-повитухами исключительно в банях. Ведь условия в парной как нельзя лучше подходили к этому процессу: баня хорошо удерживала тепло (а это было важно в суровых условиях Севера), всегда была под рукой горячая и теплая вода для того, чтобы вовремя обмыть новорожденного. А полумрак и отсутствие “лишних глаз” весьма благотворно влияли и на психоэмоциональное состояние матери с малышом.

Немаловажным фактором был и определенный мистический смысл самих родов. Ведь во многих поверьях появление человека на свет происходило в некоем месте, где мир людей пересекался с царством духов. Именно здесь новорожденный привыкал к новому измерению в течение нескольких дней. И только потом переходил в человеческий мир.

Статья в тему:  Как банят за читы в gta online

Естественно, для такого перехода младенцу нужен был “поводырь”, в роли которого, как правило, выступала бабка-повитуха. Это она на протяжении всего времени пребывания новорожденного на “стыке светов” всячески готовила ребенка к будущей жизни в мире людей: проводила различные колдовские обряды и манипуляции. Кроме того, повитуха могла договориться и с потусторонними силами о защите младенца от всего плохого. Делала она это через духа, живущего в парной – Банника.

Баня для умерших

Отождествление бани с местом, где проходит граница между мирами живых и мертвых, сделало ее в отдельных регионах Руси прообразом некого Родового храма. Кроме принятия родов в банях также проводили обряды ритуального омовения покойных. Например, карелы, а также жители Минской и Новгородской губерний, топили специальную “похоронную баню”, в которую с помощью скорбного плача как бы зазывали душу умершего попариться перед путешествием ее в мир мертвых.

Для упокоившейся души в бане обязательно заранее оставляли новый веник и небольшой кусочек мыла. В народе верили, что умерший может прийти в баню не сам, а со всеми покойными родственниками. Поэтому, распахнув двери, люди ждали несколько минут, как бы давая время всем покойным попариться. После баню обязательно принимали и живые родственники. По возвращению из кладбища все, кто участвовал в похоронной процессии, опять обязаны были посетить парную. Чтобы полностью очистить себя от возможных прикосновений духов умерших на кладбище.

Тайная кладовая и временное убежище

По причине того, что баня всегда была местом определенно таинственным и мистическим, к тому же не часто посещаемым – довольно нередко ее использовали для хранения ценных предметов. Случалось, что тайники организовывались в самых неожиданных местах: не только в стенах и полах бани, но даже в очаге под банными камнями.

Кроме этого деревенские знахари использовали бани для сушки и хранения целебных трав, цветов или кореньев. Довольно часто в предбанниках на жердочках или настенных вешалках рядом с банными вениками висели венки или пучки душистого разнотравья. Нередко деревенские “самогонщики” оставляли в баньках для дозревания пивную брагу.

В Сибири охотники часто сооружали прямо в тайге домики с небольшими пристройками и банями. Посетить такую постройку и воспользоваться оставленными в ней запасами пищи мог любой, кто оказывался в этом месте. Чаще всего это были сами же охотники – ведь в принципе, данная постройка и возводилась именно с этой целью. Однако нередко временными “жителями” подобных домов становились беглые ссыльные или каторжане.

И если поесть или пополнить запасы провизии перед предстоящей дорогой они могли в домике, то “перекантоваться” ночь-другую сбежавшие из-под стражи предпочитали именно в банях. Они, как правило, стояли всегда немного поодаль охотничьих домиков. Это значило, что преследователи или случайные путники сразу же пойдут в дом, дав тем самым беглецу время тихо уйти и скрыться в чаще.

В случае же обнаружения его в бане, преступник получал ощутимое фортификационное преимущество: толстые и плотные стены парной защищали скрывавшегося в ней от выстрелов. А небольшие окошка с успехом могли быть использованы в качестве оружейных бойниц для ведения ответного огня.

Таким образом русскую баню с полной уверенностью можно назвать самым многофункциональным строением. И если, согласно народной пословице, возведение дома начинается с уборной, то полноценность постройки всего домовладения на Руси определялась, скорее всего, наличием этого универсального сооружения – русской бани.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: