Откуда баня на руси
История русской бани
В России бани были известны с самой глубокой древности. Летописец нестор упоминает про бани в 1 столетии нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Ни кем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».
После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, русские бани стали появляться и за границей. Бани появились в Вене, Париже, Берлине, но они были только похожи на наши бани. Ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Они считали, что бани, как средство потогонное, весьма полезны, но так париться, как в России, вредно. Европейские врачи того времени считали, что: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».
Русские очень любили крепкий жар, что не раз отмечали иностранцы. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах… Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как то стыдно и совестно, и чегото не хватает ему». Трудно представить себе картину, как можно париться в печи, а делали, да и сегодня еще можно встретить такой способ, это так. Из разогретой печи удаляют угли, хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. А далее берешь веник и паришься.
Русские были очень чистоплотными и набожными, поэтому был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Делали это с утра и только после бани подходили к образам. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма.
В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и простой люд и цари и князья до начала XVIII столетия.
В народе существовало поверье, что «баня все грехи смоет».Истории и поверья про баню
Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков. Для небогатых в городах были общие бани («царские мыльни»). Баня с каменкой для поддавания пара составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.
Перед заходом в баню, не посредственно когда человек собирался париться, существовала традиция подавать несколько ломтиков редьки. Съев их человек направлялся в парилку. Для утоления жажды в бане и в предбаннике ставился прохладный квас приправленный мятой или другими душистыми травами.
Какой была атмосфера в бане
Для распаривания веников и поддавания пару кипятили квас с мятой. В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.
Наши предки считали чтобы быть здоровым нужно ходить регулярно в баню. По этому поводу существует народная поговорка: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».
Появление бани на Руси точно неизвестно. Есть мнения что ее завезли иностранцы, но все больше склоняются к тому что баня это чисто русское изобретение. Потому как ходят в баню в России не похоже на традиции ни какого народа.
«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю… Русские и чухонские женщины, прислуживаю щие там (в бане), превосходно знают свое дело… Они, вопервых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете и, во вторых, мастерски ухаживают завами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полки и покрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками сколько сами захотите, что необыкновенно прият но, потому что открываются поры и усиливают испарину», потом пальцами отделяют «от тела нечистоту, а затем берут мыло и натирают и, наконец, в заключение всего, окатывают водой и обтирают полотенцем. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным». Так писали иностранцы про русские бани.
У каждой семьи существовали свои традиции и рецепты мытья в бане.
По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней.
Любовь к бане была отличительной чертой русской натуры. Считалось, что кто не любил баню тот русский. Так как в баню ходили все – от мала до велика.
Русская баня и история ее происхождения
Я думаю, что каждому живущему человеку на территории России очень интересно будет послушать историю русской бани. Ведь мы ходим в неё, но не знаем, откуда эта традиция пришла, кто к нам её принёс. В данной статье мы попытаемся вам об этом рассказать.
Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке — Апполинарий Васнецов. 1917 год. Как видно, здесь представлена баня по чёрному, дым идёт из всех щелей
Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком. Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.
У всех народов баня считалась местом особенным, священным. Поговорка о том, что после мытья в бане словно заново родился, берет начало с давних – давних времен. Ниже рассмотрим, какие народы и страны начинали вводить в свою культуру баню.
Отдельные племена Америки пользуются «древней» баней и по сей день. То есть, строился конусообразный шалаш, посредине которого выкапывалось небольшое углубление. В эту ямку клали раскаленные на костре камни и брызгали на них водой. Сейчас этим способом пользуются туристы, экспедиторы, геологи и прочие.
Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет, и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то веху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар. Таким образом, люди очищали свое тело и душу. Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет. В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.
В России парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней. Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.
Нестор Летописец, у которого впервые упоминается о бане
Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека монаха Нестора Летописца. Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя». Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла…о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно. Есть интересный факт, произошедший в 945 году. После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.
Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.
В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих русских. Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы. Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно. Они утверждали, что мозговые и мышечные такни от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был субботний день, в который было принято парится.
Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. Они дочиста выметали пол, устилали его соломой, и как говорили по этому поводу иностранцы – «парились так, что из них дух вон вылетал». Но тем не менее, эти способом пользуются и по сей день хоть и редко.
В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей. В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали Владимира) имелись бани для «немогущих». Это были первые на Руси, своего рода лечебницы. Вначале 12 века, проживала на Руси внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.
История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.
Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай «блуждавший» в то время соблюдать должны были все. После проведенной ночи вдвоем люди обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведенной совместно ночи. Такие люди поддавались легким насмешкам и шуточкам (ведь довольно странно, когда несколько человек стоит перед церковью, а не заходит во внутрь). До начала 18 века исключительно все проходили следующий обряд. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе. Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.
Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.
Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не додерживаться. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. Веники использовали в основном березовые.
После того, как русская баня стала присуща фактически в любой стране, разные народы вносили в нее свои коррективы. Вот к примеру, ислам сопоставлял очищение в бане к религиозным помыслам, исключительно так.
Сейчас достоверно никто не может сказать откуда русская баня взяла свое начало. Одни говорят спартанцами завезена, другие думают что арабами, но ведь вполне вероятно, что русская баня была придумана славянами. Почему бы и нет? Это предположение подтверждает несколько интересных моментов. Так как мылись в банях русские, не мылся еще никто, то есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя. Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.
В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности. В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины. И лишь с 1734 года поступил запрет на вхождения мужчин в женскую, а женщин в мужскую бани.
В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками. Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем установления места под строительство церкви. В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавами, то есть чем выше, тем жарче.
Во времена Петра I в Петербурге проживал камер-юнкер Берхольц, который в своих записках о России описывал всю прелесть русской бани и степень обслуживания в них. Русские женщины знали, как правильно сделать нужную температуру, насколько сильно «отбыть» веником, и в какой момент окатить холодной водой.
Петр 1 не представлял жизни без русской бани
Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.
Русская баня – история ее довольно таки интересна, и она начинает немного меняться с приходом ко власти Петра I. В то время начинается «мода» и склонения к античной культуре. Начали возводить строения по типу римских домов. Копию римских терн соорудили в помещении Большого Дворца в Царском Селе.
Как можно узнать из источников русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна. Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани». Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.
На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные». Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый. В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей. Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.
Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом и подходом к лечению болезней.
Видео об истроии русской бани:
История русской бани.
Вы любите баню? Я люблю. Жаль нечасто приходится выбираться. Что же это такое — баня? Чем же она так хороша и полезна? И откуда пошла традиция мыться именно в бане и разговоры о пользе парной?
Сложно сказать откуда появилась любовь человечества к бане. Многие авторы, изучавшие данный вопрос, говорят, что скорее всего прообразом бани послужили природные горячие источники. Древние люди заметили благотворное влияние на здоровье горячей воды и пара, и попытались моделировать это в искусственных условиях.
Принято считать, что первые бани появились в Древней Греции. И только благодаря им мир узнал о существовании бани. Однако, еще задолго до появления Колумба в Америке, древние индейцы Северной и Южной Америки устраивали себе банные дни.
Индейцы Южной Америки устраивали темескаль — глиняное куполообразное строение, так называемая «камера для потения». Для процедуры мытья использовался пар и целебные травы.
Индейцы Северной Америки использовали обычный вигвам в котором нагретые камни поливали водой.
Древние скифы — полуземлянки или шалаши с нагретыми камнями.
Японцы парились в бочках с нагретыми опилками, а для мыться использовали бочки с чистой водой.
В древней Индии в каждом доме были ванные комнаты, а в древней Ирландии археологи до сих пор находят ямы для потения, выкопанные в земле.
В Англии в 12-13 вв. в качестве бани использовалась бочка с вырезом для шеи и скамейкой внутри для удобства принимающего процедуры. Пар подавался по специальной трубке из отдельно нагревающейся емкости, которая присоединялась к бочке.
И все таки, первые настоящие бани, в том виде который дошел практически до наших дней появились в Древней Греции. Эти бани послужили примером для создания римских терм, турецкого хамамма, роскошных персидских бань и нашей русской бани.
Почему же они так различаются внешним видом? Все просто, каждый из народов приспособил идею бани под условия своей жизнедеятельности и собственные возможности.
В наших северных условиях сложно протопить огромное помещение, поэтому величина площади русской бани уменьшилась до максимально возможной.
По одним источникам банная история на Руси начинается с V века, по другим — археологи обнаруживают бани возрастом XI века. Это всегда небольшой сруб, стоящий в стороне от основных домовых построек (противопожарная безопасность) с непропорционально большой печью и отверстием для выхода дыма. Примерно в таком неизменном виде русские бани дошли аж до середины 20 в. Да, да их можно еще обнаружить если поискать в отдаленных деревнях нашей необъятной Родины.
Баня была известна по всей территории славянских земель, пользовались баней и любили попариться и князья, и простой люд, и богатые купцы. Тогда баня имела много названий, именовали ее и мыльней, и мовней, и влазней (откуда и происходит украинское название бани – лазня), называлась баня также мовью.
В те далекие времена баню использовали и как место для мытья, и как роддом, и как лечебницу. И в этом есть здравый смысл: высокие температуры, фенолы из дыма, никаких микробов и высокая степень стерильности помещения. Кроме того, русская баня великолепный кардиостимулятор.
Особенностью русской бани являются веники, париться с вениками – чисто русская традиция, неизвестная более ни в одной стране. Березовый веник, хорошенько распаренный и нагретый, создает эффект массажа, глубокого, согревающего и бодрящего. Такое новшество в банном деле прекрасно воздействует на кожу, улучшает кровообращение, помогает прогреться.
При этом функции у бани были не только гигиеническими, но и обрядовыми. Так, перед большими праздниками или венчанием обязательно предписывалось посетить баню. Этот поход в парную сопровождался специальными обрядами и традициями.
И в настоящее время, баню любят и ценят, пожалуй, гораздо больше, чем просто принятие ванны. Баня в России ценится за ее лечебное воздействие, оздоровление и закаливание организма.
История и традиции русской бани: краткий очерк
Любимая традиция каждого русского
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:
Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.
Понятие русской бани, история появления
Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.
Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.
Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.
Немытая Европа и чистая Россия
Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.
Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!
Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».
Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.
Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.
Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба
Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.
Блохоловка
И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:
За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!
А что же на Руси?
А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.
Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.
Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.
В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.
«Протопи ты мне баньку по-белому!»
Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.
Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.
Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»
Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.
Баня для русского — это больше, чем любовь!
Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.
Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.
Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.
Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.
Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.
В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.
Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.
Вместо заключения
Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.
Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.
Русская баня: традиции и обычаи
Баня давно и прочно вошла в повседневную жизнь русского человека. Но мало кто догадывается, насколько «древней» является эта постройка. Правда, ранее она обладала другим наименованием – «мовня» или «мыльня». Современное название встречается в летописях, датированных одиннадцатым веком. Баня издревле считалась местом, где проводят не только гигиенические процедуры, но и избавляются от сглаза. В наши дни ее чаще всего используют для восстановления душевного здоровья.
История русской бани
Постройка считается одной из древнейших на Руси. По заверениям историков, ее появление совпадает по времени с возникновением славян, как отдельного этноса. Считается, что баня объединяет в себя все четыре стихии: воду, землю, огонь и воздух. По преданиям наших предков, после посещения «мовни», человек становился сильнее духом и телом. Славян свято верили в целебные и очистительные «таланты» бани.
Перед принятием важного решения или перед отправкой в дальний путь, человек обязательно отправлялся попариться. Предложение посетить жаркую баньку впоследствии стало символом русского гостеприимства.
Баня на Руси – это любимое времяпрепровождение у всех слоев населения, попариться были не прочь аристократы и простые крестьяне. Возвести постройку мог каждый желающий, кто имел в своем распоряжении кусочек свободной земли. В середине семнадцатого века был издан указ о том, что строительство бань должно проводиться на удалении от жилых домов. Скорей всего это была своеобразная мера противопожарной безопасности.
Со временем помимо частных бань начали строить и общественные, где за определенную сумму помыться мог любой человек. Самыми популярными «мыльнями» считаются Сандуновские бани, возведенные в 1808 году и функционирующие до сих пор.
Славянский вариант бани
Строение наших предков представляло собой сруб небольшого размера внутри которого был установлен очаг, где накаливались камни. На булыжники периодически подливали водицу, чтобы образовался пар. За воздухообмен отвечали распахнутые двери.
Согласно славянским преданиям в «мыльне» обитал банник. Это странный старичок, у которого из вещей имелись только прилипшие к телу листики от березового веника. Считалось, что дедуля способен запарить неугодного ему человека до самой смерти. |
Чтобы улучшить настроение старичка в новую баню в первую очередь вносили хлеб и соль, чтобы задобрить банника. Люди искренне верили, что это убережет их от проделок дедули. Даже после появления на Руси христианства славян продолжали чтить традиции, оставляли баннику ведерко с водой и веник, покидая парилку.
Языческие корни обрядов, связанных с «мыльником», находятся в дохристианском культе воды и огня. Славяне поклонялись божеству рода, олицетворением которого был домашний очаг. Местом его обитания считалась баня. Также её использовали для очищения тела и проведения лечебных процедур.
Традиционная русская баня
«Мовня» наши предков – это образец минимализма и максимальной эргономичности. Частная баня представляла собой обычный сруб из дерева, оснащенный небольшим окошечком, которое располагалось практически под потолком.
Щели между бревнами конопатили, используя мох и древесную смолу. С помощью таких манипуляций удавалось добиться в помещении относительной герметичности и теплоизоляции.
В углу баньки выстраивали огромную печь-каменку, которая считалась основным элементом интерьера. Сверху на нее выкладывали камни, с помощью них на протяжении длительного времени поддерживалась оптимальная температура.
Также в помещении располагалась ёмкость, наполненная чистой водой. После того как булыжники раскалялись, огонь тушили, а на камни из деревянного ковша плескали водицу. Вдоль одной из стен высились полки, их выбирали в зависимости от желаемого температурного режима. Чем выше, тем более раскаленный воздух. На самые верхние рисковали взбираться только опытные парильщики, ведь температура там могла достигать ста градусов.
Обычно бани возводили неподалеку от водоемов, после парилки люди выбегали на улицу и прыгали в озеро или речку. Максимального эффекта можно было добиться в зимний период благодаря большой разнице в температуре. Если отсутствовала возможность поставить сруб неподалеку от водоема, то для обливания применяли воду из колодца.
Для возведения бань использовали только дерево, причем разный сорт. Каждый тип древесины издавал чудесный аромат, добавляя банными процедурами особого шика. |
Баня «по-черному» и «по-белому»
Помещения, которые строили во времена наших предков, не были оснащены системой вывода дыма. Очаг находился непосредственно в бане. «Мовня» практически мгновенно заполнялась дымом, на стенах оседала копоть, а глаза нестерпимо жгло. Поэтому подобный способ топки называли «по-чёрному».
Постепенно конструкция видоизменилась, появилась печка из камня с дымоходом. Баня стала белой. Со временем подобные помещения вытеснили «черные», хотя их продолжали применять до конца девятнадцатого века. Зажиточные крестьяне возводили на участке оба типа «мыльни».
Вернуться к оглавлению
Ключевые отличительные черты русской бани
Основная разница заключается в конструкции помещения. Классический вариант выглядит следующим образом: комната для мытья; парилка, оснащенная печкой; предбанник. Последний использовали для отдыха между парениями, там находились емкости с водой и осуществляли сеансы массажа. В моечной комнате тело обмывают перед посещением парилки, там же человек отдыхал в перерывах между визитом в самую жаркую комнату «мыльни».
Входная дверь в парную имеет необычную конструкцию, она невысокая, маленькая и оснащена большим порогом. Это необходимо для того, чтобы горячий пар не покидал пределы комнаты.
Внутри парилки сохраняется средняя температура и такая же влажность, что способствует быстрому образованию раскаленного и влажного воздуха. Средние показатели температурного режима в классической бане варьируется от пятидесяти до девяноста градусов. Влажность составляет от двадцати до шестидесяти пяти процентов. Именно из-за этих показателей банные традиции России существенно отличаются от аналогичных ритуалов в Европе.
Из-за экстремальных условий ко времени нахождения в бане предъявляются строгие требования. Даже закаленному человеку не стоит пребывать в парилке более двадцати минут, а новичку достаточно и пяти. Например, в турецких хаммамах, отличающихся невысокой температурой и низкой влажностью, можно находиться сколько душе угодно.
Также русская баня отличается применением в парилке веников. Их сплетают из веточек кустов или деревьев с добавлением лечебных трав. Однако ради справедливости стоит отметить, что подобный «аксессуар» активно используют и в банях Финляндии. Жители северной страны применяют березовые веники для массажа. А вот русский народ уделяет данному предмету особое внимание, да и их ассортимент способен поразить любого человека.
Чаще всего наши парильщики используют веники из ветвей липы, березы или дуба.
- Вязанки из «русской красавицы» обладают противовоспалительными свойствами и помогают вылечить ранки на теле;
- Веник из дубовых веточек при высоких температурах выделяет особое масло. Проникая через раскрытые поры в организм, оно очищает его от шлаков;
- Липовый «аксессуар» успокаивает возбужденную нервную систему, помогает бороться с патологиями почек и печени.
С помощью веника можно провести самомассаж, после которого кожные покровы становятся гладкими и шелковистыми на ощупь. Правильная «обработка» вязанкой поможет справиться с болями в суставах. |
Русские банные традиции и обычаи
На Руси было принято топить «мовню» по субботам, поэтому его называли «банным днём». В частных парилках гигиенические процедуры принимали сразу всей семьей, независимо от пола и возраста. Естественным считалось нахождение в помещении мужчин и женщин.
В общественных банях было введено разделение на две половины. В одно парились парни, в другой девушки. Подобная «классификация» была введена в 1743 году. Именно тогда издан указ, согласно которому мужчины старше семи лет не имели права заходить на женскую половину, а девочки не могли посещать часть для парней.
Русская баня тесно переплетена с традициями и обрядами славян. Например, было принято посещать парилку в ночь перед венчанием и на следующий день после бракосочетания. «Мыльня» играла огромную роль в лечении, порой ее считали единственным вариантом избавления от той или иной хвори.
На Руси широко использовалась пословица: «Помылся – будто заново родился!». Наши предки считали, если недужному человеку не полегчало после бани, то иные способы врачевания бессильны.
Вернуться к оглавлению
Баня и свадебные традиции
Ни одно бракосочетание не обходилось без «мыльни». Накануне торжества жених с друзьями и невеста с подружками отправлялись париться. Также посещение бани предписывалось после первой брачной ночи.
Особое значение «мовня» играла и в супружеской жизни. Муж и жена всегда мылись вместе, чтобы отношения были гармоничными.
Баню использовали не только в терапевтических целях, она выполняла роль родильного отделения. Здесь же девушка проводила первое время после появления ребенка. Это объяснялось тем, что парилка считалась самым стерильным помещением по сравнению с иными постройками.
Целебное воздействие русской бани
Лечебные свойства парилки известны с древних времен. Если мытьё длится более тридцати минут, то активируется рост кровяных телец на двенадцать процентов, повышается уровень гемоглобина в крови.
Парилка способствует улучшению метаболизма. Если составлять список патологий, с которыми помогает справиться баня, то получится весьма внушительный перечень. Посещение «мыльни» рекомендовано при подагре, ревматизме, золотухе. Хорошо помогает бороться с лишним весом.
Регулярное посещение бани врачи советуют тем, кто мучается от застоев крови в печени и селезенке. Помогает парилка и при костных патологиях, недугах кишечника. Это лишь минимальный перечень.
Существуют и противопоказания к посещению бани. Не стоит наведываться в «мыльню» при туберкулезе, пороках сердца. Также отказаться от парилки придется беременным девушкам с угрозой выкидыша. |
Поскольку при высоких температурах снижается выработка желудочного сока, то не стоит ходить в баню на протяжении четырех часов после приема пищи.
Парилка очищает от шлаков. В организме человека регулярно скапливаются вредные вещества, которые выходят при высоких температурах.
Потусторонние обитатели бани и старинные обычаи
Парилку использовали не только для очищения тела и души, считалось, что именно здесь обитает нечистая сила. Наверное, не зря бытует подобное мнение. Ведь даже в наши дни слишком назойливого человека посылают в баню. Славяне считали, что в помещении жил банник со своим семейством.
Обитателя парилки старались задобрить любыми способами. После строительства помещения под порог закапывали тушку курицы черного окраса. Это был своеобразный дар баннику. При активном использовании парилки, хозяин, натопив баню, прежде чем перешагнуть порог, спрашивал разрешения у духа. С собой нужно было иметь что-то из еды.
Покидая парилку, требовалось сказать «спасибо» баннику за хороший пар. Все вещи, которые использовали в «мовне» было запрещено заносить в жилое помещение. Также на стенах в бане нельзя вешать иконы. Перед входом в парилку нужно было снять нательный крестик.
Вернуться к оглавлению
Православная церковь и баня
Духовенство в начале второго тысячелетия по-разному относилось к «мовне». Католики категорически не принимали подобной традиции. А вот средневековое православие положительно относилось к парилке. В Киево-Печерском монастыре принятие банных процедур считалось обязательным элементом лечения.
Пациенты, лежащие в госпитале при храме, два раза в месяц посещали парилку.
Поташный промысел и гигиенические средства в бане
Подобным образом называли мыловарение, которым занимались целыми поселениями. В качестве исходного сырья использовали жир растительного или животного происхождения. Производством мыла занимались в домашних условиях.
Также для мытья в бане применяли щёлок, его создавали из соломенной или древесной золы. Первую использовали при проведении гигиенических процедур у младенцев. |
Для ухода за кожей лица и тела девушки применяли молочные продукты, мед, квас. В обязательном порядке по стенам бани развешивали сушеные пучки зверобоя, крапива и мяты.
Заключение
Банные традиции Руси уходят глубоко в древность. Основываясь на опыт наших предков, можно с уверенностью утверждать, что парилка оказывает благоприятное психофизиологическое воздействие на организм. Многие традиции славян в наши дни вызывают лишь улыбку, но основные особенности «мовни» дожили и до современности, что служит доказательством их высокой эффективности.
Из видеоролика вы узнаете о традициях и обычаях, связанных с баней.